Экономическое образование в детском саду

Открыть для себя мир детей может только тот, кому они интересны и кто их знает. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Ребенок как губка, впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийное, так специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребенка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.

Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, являясь очевидцем активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, признала, что Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

  • научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
  • с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
  • научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
  • вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Позиционным обновлением и расширением современного дошкольного образовательного пространства определила “Раннее приобщение детей к экономике”.

Экономическое образование – важный компонент в развитии и воспитании ребенка, так как мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, “коммерческого образа жизни”, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств.

Основной вид деятельности дошкольников – игра. В связи с этим экономическое воспитание осуществляю через игровую деятельность. Поэтому разработала и апробировала проект “Экономика – жизнь и игра”, с помощью которого пытаюсь заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков “я” в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.

Апробация проекта “Экономика – жизнь игра” позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Наблюдения в процессе игровой деятельности и результаты проводимого диагностирования показывают, что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование основ экономической культуры у детей – дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность малышей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре проводится с постепенным усложнением и включает 4 блока.

Деятельный подход – основной принцип реализации задач этой проблемы. В зависимости от содержания знаний ведущим является определенный вид деятельности, например усвоение знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т.п.) успешнее всего происходит в разнообразных играх: дидактических, настольно – печатных, ролевых ( “Магазин игрушек”, “Ярмарка”, “Семья”, “Детское кафе”), дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”.

Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной), в ходе которых действуют с необходимыми материалами.

Воспитание качества экономности реализуется в процессе использования различных материалов, средств для осуществления замысла; суть рациональности (разумности) – в умении планировать процесс деятельности, применять наиболее выгодное решение (по пословице “Семь раз отмерь – один раз отрежь”).

Говоря о методах и средствах экономического воспитания, необходимо выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключить свет, когда выходишь из помещения, для этого использовать схему с символикой горящей и выключенной лампочкой и игру-пособие “Его величество – электричество”, о бережном отношении к воде – беседа “Сколько нам нужно воды?”, “Зачем экономить воду?”

На первых ступенях работы блока “Потребности” дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище. Без них невозможно или очень трудно существовать в течение длительного времени. Животные и растения удовлетворяют свою потребность в перечисленных средствах существования из природы или рук человека. Человек же удовлетворяет эти первейшие жизненные потребности как из естественных, природных источников, так и с помощью экономики, хозяйства.

Экономические потребности удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей. Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это потребность в общении, потребность иметь друзей. Человек нуждается в развитии своих возможностей и способностей, поэтому ему необходимы образование, творческое и физическое развитие.

Развитие представлений детей о потребностях строится поэтапно:

1 Этап: Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или хотят пить, когда нужно одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, лепить, послушать сказку и т.д. Выяснение того, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие – то определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и т.д., откуда берутся необходимые вещи, кто оказывает те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие.

Усиление внимания к проблемам общения: как попросить о нужном предмете, помощи, услуге, как предложить свои помощь или услугу.

Ознакомление с разными профессиями, с художественными произведениями о представителях разных профессий.

1. Сформировать у детей четкие представления о том, что необходимо в той или иной ситуации им самим, окружающим их конкретным людям, растениям, животным, героям художественных произведений – т.е. представления о том, какие у них потребности.

2. Развить у детей представления: об элементах множества, о признаках, по которым предметы могут быть отнесены к тому или иному множеству; о таких категориях, как “живое” и “неживое”, “есть” или “нет”; о свойствах воздуха, воды, почвы; о видах транспорта, о разных профессиях.

На 2 этапе работы оказывать помощь детям в знакомстве и общении друг с другом, выявление общего между ними, склонности и интересы каждого, помогать в осознании потребности в дружеском общении, в узнавании нового. Обсуждать с детьми, в чем заключаются потребности, разнообразие потребностей людей. Вместе с детьми выделить из этого разнообразия.

Экономические проблемы:

  • знакомить с экономической категорией “потребность”;
  • расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;
  • развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.

3 этап. Решение практических задач.

На этом этапе вместе с детьми выяснить причины, по которым те или иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, вода, воздух, жилище, одежда, обувь, безопасность, медицинская помощь, транспорт и т.д.)

Обсуждение: что необходимо для удовлетворения каждой из потребностей, какие для этого нужны товары и услуги, каковы требования к тем или иным потребностям (гигиена и культура питания, качество товаров, необходимость в книгах, театре, кино и т.д.)

Выявить зависимость между потребностями и правилами жизни (чтобы удовлетворить потребности, нужны определенные правила). Знакомить детей с правилами, которых надо придерживаться, находясь в том или ином месте, и с тем, как выполнять установленные правила.

Основные экономические понятия:

Экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.

После того, как дети усвоили экономические понятия и решали практические задания самостоятельно перешла ко 2 блоку: Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена, основной идеей которого является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей.

Свободный обмен как стремление получать ту или иную выгоду.

Бартер – прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.

Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

Заработная плата – это цена работы по производству товаров и услуг. Цена – некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением.

Рынок – обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями.

Озадачить ребенка помогают игровые проблемные ситуации, создающиеся путем незначительного изменения предметно – игровой среды, образов и знаков, требующих иных способов решения, используя методы разъяснения, беседы, рассказа. То есть создавать мотив, побуждающий ребенка к действию, расширению представлений о современных экономических проблемах, пониманию позитивных сторон рыночных отношений

Проведение ситуативных игр “Семья”, “Магазин”, во время которых дети производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются “деньгами”.

Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают “заказы” на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы.

Включение в подготовительную работу занятий по математике (простейшие подсчеты: хватит ли, больше – меньше), рисованию и аппликации (реклама, изготовление “денег”, вывесок и др.), конструированию.

Пребывание детей в “безденежном” обществе – игра без пользования деньгами и обмена товарами и услугами (что удобнее?).

1 этап. Обмен и деньги. Рынок.

— Развитие у детей представлений: о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между производителями товаров и услуг; об обмене товарами и услугами; о назначении цены; о деньгах как универсальном средстве обмена; о спросе и предложении и их влияние на величину цены.

— Организация “рынка” обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог получить желаемое. Объяснение нескольких значений слова “рынок”.

— Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение конкурса на лучшее изображение денег. Использование придуманных денег в играх по обмену. Проведение беседы о функции и значении денег.

— Обсуждение понятия “бартер”. Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.

2 этап. Спрос и предложение. Установление цены.

— Развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

— Проведение практического занятия: производство товара (игрушки, поделки и т.д.), который бы отвечал спросу; защита лучшего “товара” (реклама); конкурс на лучший товар или услугу; установление цены. Определение спроса и предложения.

— Проведение беседы о деньгах и о денежных единицах разных стран, о новой европейской денежной единицы.

3 этап. Практические занятия.

— Выставка – продажа изделий, изготовленных детьми.

— Конкурс на лучший проект.

Основные экономические понятия: товары, услуги, взаимозависимость, обмен, продажа, спрос, предложение, цена, деньги, рынок.

Итак, дети познакомились с потребностями человека, животных и растений, узнали, что такое деньги, как образуется цена на товары, где можно приобрести товар, где он производится. Значит пришло время узнать кто и как производит товар.

Так переходим к 3 блоку “Производитель и ресурсы. Реклама и возможности”.

— Ознакомление детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения.

— Ознакомление детей с понятиями “товар” и “потребитель”.

— Обсуждение необходимости ресурсов для изготовления любого товара.

— Представление о сути ресурсов (человеческих, природных, капитальных) и их использование для изготовления товаров.

Задачи предварительной работы

1. В результате наблюдения, бесед, чтения художественных произведений подвести детей к выводу: одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие сделаны людьми.

Познакомить детей с понятием “природа”, объяснить, что относится к природному миру.

Познакомить с понятием “товар”.

1 этап Расширение и углубление понятия “ресурсы”

Расширение представлений: о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждение с детьми вопроса о том, откуда берутся продукты питания ( из природы – лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.

2 этап Какие бывают производители.

Ознакомление детей с производителями товаров и услуг ( представителями разных профессий), видами транспорта, разнообразием транспортных услуг. Расширение представлений о капитальных ресурсах (об инструментах, которыми пользуются люди), о взаимосвязях разных профессий. Обсуждение вопроса о том, что для удовлетворения потребностей нужны товары и услуги. Уточнение понятий: “товары”, “услуги”, “потребитель”, “производитель”. Выяснение взаимосвязи потребления и производства, услуг. Проведение практических занятий по теме “Что кому нужно, что кем производится?”

3 этап Решение практических задач

Продолжение ознакомления детей с производителями товаров и услуг – представителями разных профессий; расширение представлений детей о ресурсах, о процессе производства знакомых товаров, о цепочках производителей. Решение задачи “Как появляется новая тетрадь” (опираясь на уже имеющиеся представления детей, расширяя и корректируя их в процессе бесед, ответов но вопросы, дискуссий, просмотра иллюстраций, чтения книг,постепенно выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь. Очень важно при этом создать ситуацию, в которой дети вспомнили бы о долгом и трудном процессе выращивания леса). Ознакомление детей с понятием “экономия ресурсов”.

Основные экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители, производители, ресурсы.

Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее.

Почему бы любовь наших детей к рекламе не использовать в образовательных целях? Ведь реклама – это особый жанр искусства. Что характерно для хорошей рекламы? Краткость, образность, привлекательность для зрителя.

Что должен уметь хороший специалист по рекламе?

Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества. Чем-то “словесная” часть рекламы сродне пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим детей, подчеркивая афористичность, краткость. Можно предложить детям создать свою рекламу. Опыт показывает, что они с восторгом включаются в эту игру.

Для составления рекламы ребенок сначала должен как можно больше узнать об объекте (товаре) и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Поскольку детям трудно уложить всю информацию в одну – две фразы, можно начать с 4 – 6 предложений. Приветствуется использование отдельных выражений из уже известной рекламы. Такие задания не только развивают творческие способности ребенка, но и его речь, учат кратко выражать свои мысли. К созданию рекламы можно подключить и родителей. Практика показывает, что к созданию рекламы они подключаются с не меньшим энтузиазмом, чем их дети. Можно устроить конкурс на лучшую рекламу – это внесет в работу соревновательный элемент. Текст рекламы можно предложить проиллюстрировать рисунками.

Можно употреблять несколько вариантов рекламных заданий.

Рекламируемый предмет заранее известен всей группе.

Ребенок может выбрать любой персонаж и от его имени прорекламировать место его жительства (для этого нужны знания об особенностях этого персонажа, его образе жизни, характерных признаках его места обитания). (Например: реклама домика Буратино).

2. Рекламируемый объект известен только автору.

По тексту рекламы участники игры определяют, что именно рекламируется. В этом случае сразу видно, удачно или нет составлена реклама, на сколько она выразительна, действительно ли отобраны характерные признаки объекта. При этом важно, что сам автор сразу ощущает степень своего “профессионализма”: чем лучше составлена реклама, тем быстрее дети отгадывают, что именно рекламируется. (Например: Реклама муравейника).

3. Реклама может быть использована как одна из форм обобщения наблюдений.

В этом случае в содержании рекламы отражаются результаты собственной работы каждого ребенка.

Основные экономические понятия: реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламный агент, “свое дело”.

Следующий шаг – подвести детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению того, что имеешь. Отсюда и название 4 блока “Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена. Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика”.

Ограниченность ресурсов: нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что люди постоянно сталкиваются с проблемой выбора. Из – за ограниченности ресурсов всегда приходится выбирать, на что их потратить, т.е. что именно и в каком количестве произвести из этих ресурсов. Существует множество способов удовлетворения потребностей. Как выбрать один из них?

Предварительная работа Создание на занятии ситуации выбора: дети выбирают вид деятельности, ресурсы. Выделение критериев выбора. Проведение игры “Что мы выбираем?”

Подведение детей к выводу о том, что ресурсы всегда ограничены, с этим сталкиваются и люди, и животные.

Обучение детей узнаванию ситуации ограниченности ресурсов в случае их меньшего числа в сравнении с количеством потребителей.

Обсуждение времени как ресурса, невосполнимости этого ресурса, умения правильно организовать время для удовлетворения потребностей.

1 этап. Расширение и углубление темы.

— Создание ситуаций ограниченности ресурсов в процессе разных видов деятельности детей.

— Продолжение работы по развитию представлений об ограниченности ресурсов, ознакомление детей с проблемой выбора.

— Уточнение понятий “ресурсы”, “ограниченность ресурсов”, ознакомление с понятиями “выбор”, “цена выбора”.

2 этап. Выбор и его цена.

— Выяснение с детьми возможности удовлетворения всех потребностей.

— Выявление проблем: почему невозможно удовлетворить все потребности; ограниченность каких ресурсов мешает этому; как приходится поступать, когда ресурсы ограничены; от чего приходится отказываться, делая свой выбор (цена выбора).

3 этап. Решение практических задач.

— Беседы, чтение рассказов по данной теме.

— Проведение ситуативных игр, в ходе которых внимание детей акцентируется на том, что все ресурсы ограничены, одни и те же ресурсы можно использовать разными способами, всякий раз необходимо принимать решение, какой из способов выбирать.

— Использование в играх реальных ситуаций, в которых дети решали бы не только экономические задачи, но и экологические и нравственные проблемы.

Основные экономические понятия: возможность, потребность, ограниченность, выбор, цена выбора.

Таким образом, постепенное усложнение работы по формированию экономических представлений у дошкольников способствует:

  • формированию экономического сознания дошкольника;
  • приближению к реальной жизни;
  • пробуждению экономического мышления;
  • получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них;
  • обогащению детского словаря;
  • выработке таких качеств как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца;
  • возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.

Для того, чтобы ребенок в школе хорошо ориентировался в экономических понятиях, работать в этом направлении необходимо уже с 5-6 летнего возраста. И, конечно, в тесном сотрудничестве с родителями.

Основной целью экономики для малышей является формирование навыков и умений рационального использования и интереса к материальным ценностям, развитие экономического мышления, побуждения к деловой активности, ознакомление с современными рыночными отношениями.

В программах ДОУ последнее время появляется раздел «Основы экономической культуры» уже в средней группе, где отмечается, что основы экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игре.

Образовательные задачи

1.Знакомить детей с наиболее часто употребляемыми экономическими понятиями.

Знакомить детей с доступными понятиями из экономики, развивать интерес к экономическим знаниям. Способствовать осмыслению детьми черт характера, связанных с экономикой: бережливость, экономность, трудолюбие, честность. Формировать представление о потребностях семьи: учить понимать различие между словами «хочу» и «надо»; учить определять первоочередные нужды семьи.

Давать детям понимание, что такое товар, для чего он существует, где и как его можно приобрести. Знакомить с разнообразием торговых заведений (магазин, рынок, аптека, магазин, киоск, супермаркет и т.п.), функциональными особенностями каждого торгового заведения.

2.Учить отыскивать экономические явления в окружающей среде, приключениях героев художественных произведений.

Учить детей находить применение вещам, которые вышли из обихода. Рассказывать о переработке вещей и отходов промышленности. Учить сортировать мусор и выбрасывать в соответствующие контейнеры.

Расширять знания о способах хранения продуктов (соления, сушки, консервирования, замораживания).

3.Расширять экономические знания детей о том, что все, что нас окружает, является результатом труда многих людей. Воспитывать ценностное отношение к продуктам их деятельности.

Подводить детей к пониманию того, что люди разных профессий работают, за свой труд получают зарплату, которую тратят для нужд семьи.

Расширять знания о значении тепла, света, газа в жизни человека, экономное их использование.

Показатели компетентности ребенка в вопросах экономики

— оперирует несложными экономическими понятиями: «товары», «услуги», «деньги», «торговля», «покупка», «потребитель»;

— знает об экономном использовании света, воды, газа;

— определяет первоочередные нужды семьи, понимает, что порой необходимо отказаться от желания приобрести какую-то вещь;

— знает, что такое товар, как его можно приобрести;

— знает разнообразные торговые заведения и товары, которые они продают;

— знает, что вещи, которые выбрасывают, проходят вторичную переработку;

— знает, что мусор нужно сортировать и выбрасывать в разные контейнеры.

Как определить сформированность экономических знаний ребенка?

Дети старшего дошкольного возраста знакомы с названиями разных профессий, но не совсем точно осознают значение каждой из них; например, недостаточно понимают работу менеджера, хотя это слово у детей уже есть в словарном запасе.

Дети понимают назначение торговых заведений, стараются быть экономными и бережливыми, но осознать правила экономической деятельности им еще трудно. Большинство дошкольников не знает, как обращаться с деньгами, как их тратить экономно.

Дети осмысливают связанные с экономикой черты: бережливость, бережливость, трудолюбие; начинают формироваться навыки рациональных действий. У детей развиты навыки экономного расходования и использования материалов, бережное отношение к вещам, игрушкам, пособиям.

Образовательные задачи в старшей группе

  1. Формировать у детей основы экономической культуры.
  2. Учить преодолевать трудности и жизненные неурядицы; воспитывать настойчивость, компетентность.
  3. Формировать представление о товарах и товарно-денежных отношениях. Давать понятие, что такое товар, цель его существования, возможности его приобретения. Учить классифицировать товары. Формировать нравственное поведение в торговых заведениях, выполняя роль покупателя. Знакомить с понятием «цена»; учить сравнивать цены: дешево — дорого.

Методы экономического воспитания

Давать возможность понять, что за деньги покупают товары, деньгами оплачивают услуги.

Рассказывать детям о цели рекламы, источниках рекламирования товаров: виды рекламы; учить рекламировать товар.

Расширять знания о рациональном использовании остатков продуктов питания (из хлеба можно приготовить гренки; крошки дать птичкам; кости отдать собакам; остатки от чая использовать как удобрение для комнатных растений).

Создавать ситуации для закрепления знаний о правилах экономного использования электроэнергии некоторыми приборами (холодильник, утюг, телевизор, лампочка), сохранение тепла, экономного использования воды. Подводить детей к пониманию того, что рациональное использование электроэнергии, воды, газа экономит средства семьи. Воспитывать бережливость, умение соотносить свои желания с возможностями. Учить выделять первоочередные нужды, собственные и потребности семьи, понимать различие между словами «хочу» и «надо».

Формировать представление о культуре деловых отношений. Уточнять и расширять знания детей об одежде, обуви, прическе делового человека.

Учить оценивать поступки людей, давать характеристику их действиям. Формировать понимание выработанных правил, знать, что их нужно соблюдать, что есть поступки, за которые люди несут наказание в виде штрафа.

Раскрывать роль компьютеризации в ведении хозяйства, дать элементарные представления о калькуляторе. Подводить к выводу, что такое экономика, для чего она нужна.

Сформированность экономических представлений

— знает названия предприятий, особенности их функционирования;

— имеет представление о товарно-денежные отношения, умеет осуществить покупку, классифицирует товар;

— знает, для чего существуют банки; профессии людей, которые работают в банковском деле;

— умеет рационально использовать остатки продуктов питания;

— умеет выделять первоочередные нужды семьи;

— понимает необходимость в соблюдении установленных правил;

— знает и старается экономно использовать электроэнергию, воду, газ; знает, что компьютер и калькулятор помогают в ведении семейного хозяйства.

Пути экономического воспитания дошкольника

Какие же пути экономического воспитания детей дошкольного возраста?

Знакомя детей с правилами бережного отношения к одежде, обуви, игрушкам, посуде, природным ресурсам, мы уже совершаем экономическое воспитание.

Важное значение в экономическом воспитании играет ручной труд (кружковая работа по изготовлению игрушек, икебано, подарков для мам, пап, гостей…). В групповой комнате можно создать «Ящик бережливых и экономных», в которую бы дети собирали лоскутки ткани, нитки, мех, интересные бумажки, а потом использовали бы это все для отделки игрушек, икебано… Таким образом, малыши получают хорошие уроки экономии.

Труд вообще является ведущей экономической категорией, но при условии, если дошкольники будут учить не только различать трудовые действия других видов деятельности, понимать последовательность трудовых операций, но и учиться бережно относиться к результатам своего труда и труда взрослых.

Экскурсия как средство экономического воспитания

Большой вклад в экономическое воспитание делают экскурсии. Они дают детям возможность увидеть воочию то, о чем им рассказывают, чему учат и позже отразить в сюжетно-ролевой игре.

Не менее важными являются экскурсии в природу. Организуя наблюдения за природой, воспитатель тем самым воспитывает бережное отношение ко всему, что его окружает.

Экономическое воспитание на занятиях

Занятия по физической культуре призваны беречь и укреплять малышей, а это воспитывает бережное отношение к здоровью.

У детей шестилетнего возраста нужно начинать формировать начальные представления о финансовых категориях: деньги, цена, стоимость, средства и др.

В доступной форме надо знакомить детей с рекламой, а после ознакомления можно предложить им составить и нарисовать ее самостоятельно.

Закрепить и пополнить знания детей о вышеназванных экономических категориях можно во время таких развлечений, как: «Детям о налогах», «Бизнес в лесу» и т.д.

Взаимодействие с семьей

Не следует забывать о преемственности работы дошкольного заведения с семьями. Ведь только совместно с семьей можно воспитать бережливость и экономичность у дошкольников. Поэтому утром, когда ребенок приходит в ДОУ, он складывает вещи и очень важно, чтобы и воспитатель, и родители обращали внимание на то, как именно ребенок составляет эти вещи. Такие привычки автоматизируют.

Выполнение этих задач будет способствовать более глубокому усвоению детьми первоначальных экономических знаний и проявлению экономических качеств в быту.

Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.

Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена. Наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.

Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой единство формирования нравственно-экономических знаний, представлений, чувств и привычек поведения.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали обучающие игры. Главной особенностью обучающих игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Все обучающие экономические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ нравственно-экономических знаний, представлений, чувств, привычек поведения.

Разработанная нами серия обучающих игр по экономическому воспитанию состоит из четырех блоков:

I блок. «Человек и его потребности» (дидактические игры: «Материальные потребности», «Пятый лишний», «Вкусно и полезно», «Духовные потребности», «Выставка вещей» и др.; сюжетно-дидактические игры: «Туристический поход», «Космонавты-путешественники», «Одень куклу по сезону», «Путешествие в страну вещей» и др.).

II блок. «Работник. Кто производит товары?» (дидактические игры: «Все работы хороши», «Предприятия нашего города», «Кому что нужно для работы», «Чья это продукция?», «Как получается хлеб?» и др.; сюжетно-дидактические: «Супермаркет», «Цветочный магазин», «Экскурсия в книжный магазин», «Мебельная фабрика» и др.).

III блок. «Потребитель. На что расходуем деньги? Семейный бюджет» (дидактические игры: «Бюджет моей семьи», «Расходы семьи», «Для чего нужны деньги?», «Что быстрее купят?», «Советы покупателю» и др.; сюжетно-дидактические игры: «Почта», «Цирк», «Ателье», «Туристы» и др.).

IV блок. «Деньги, обмен, торговля» (дидактические игры: «Чего нельзя купить?», «Что дороже?», «Цепочка экономических слов», «Бартер», «Где, что можно купить» и др.; сюжетно-дидактические: «Товарный склад», «Рекламное агенство», «Волшебная копилка» и др.).

  • Цель первого блока — формирование у детей представлений о материальных и духовных потребностях человека, воспитание осознанно правильного отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
  • Второй блок игр направлен на знакомство детей с производителями товаров и услуг, на то, чтобы показать взаимосвязь потребления и производства товаров, потребления и предлагаемых услуг; воспитание уважительного отношения к труду и людям труда.
  • Цель третьего блока — научить детей выделять основные направления использования денег людьми, дать представление о семейных доходах и расходах, о семейном бюджете, развивать основы экономического мышления, формировать привычки нравственно-экономического поведения.
  • Четвертый блок ориентирован на закрепление представления детей о деньгах как универсальном средстве обмена, спросе и предложении, их влиянии на величину цены, об обмене товарами и услугами; формирование основ экономической культуры личности ребенка.

В процессе экспериментальной работы обучающие игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных обучающих игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия.

Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам обучающие игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

В результате исследования мы пришли к выводу, что обучающие игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие игры по экономическому воспитанию детей-дошкольного возраста

«Кафе «Вкусно и полезно»

Цель: расширить знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Материал: меню с изображением продуктов питания.

Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.

«Туристический поход»

Цель: уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.

Материал: карточки с изображением разных вещей.

Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они попадут.

Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате, участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.

«Предприятия нашего города»

Цель: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.

Материал: фотографии с изображением цехов различных предприятий.

Детям раздаются фотографии с изображением цехов предприятий города. Им необходимо назвать предприятие, профессий людей, работающих на нем, и продукцию, которую они производят.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, денег.

Воспитатель предлагает детям разделиться на три семьи. Каждому необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их труда. Сумма денежного вознаграждения за труд на карточке не указана, дети ее определяют сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце игры сравнить, у кого он больше. Варианты семейного бюджета могут быть разные. Например, вариант 1: папа — юрист, зарплата…, мама — продавец, зарплата…, сын — студент, стипендия…; вариант 2: папа — водитель, зарплата…, мама — учитель, зарплата…, дочь — ученица 2-го класса и т.д.

«Товарный склад»

Цель: продолжать учить детей различать товары по их принадлежности к определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и т.д.).

Материал: карточки с изображением товаров, фургоны с названием магазинов, куда будет развозиться товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель».

Воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей-экспедиторов и развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый водитель-экспедитор находит карточки с товаром для своего магазина. Выигрывает тот, кто правильно подобрал товар.

«Советы покупателю»

Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.

Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?

Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?

Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке — 2 тысячи. Где Миша купит бананы? Почему?

Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него?

Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?

Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?

Источники: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/314063/, http://podrastu.ru/vospitanie/ekonomicheskie-znanija-detjam.html, http://vscolu.ru/ekonomicheskoe-vospitanie/detyam-ob-ekonomike.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *