Кандидат наук в школе какая категория

Какие привилегии дает ученая степень кандидата наук?

Перед тем, как принять решение относительно соискательства ученой степени, многих претендентов интересует ряд вопросов, касающихся привилегий и надбавок, сопутствующих диплому кандидата или доктора наук.

Все в нашей жизни имеет последствия и свою цену. Стоит ли отдавать свою жизнь науке, если по ту сторону баррикады вас ничего хорошего не ждет?

О возможностях

1. Всем известно, что в первую очередь, получение ученой степени – это жирная строка в вашем резюме!

2. Ученая степень в кармане — это возможность преподавать в ВУЗе.

3. Ученая степень — это увеличение шансов на получение высокой должности в престижной компании. Так же не забывайте о том, как ценят ученых за рубежом, например, в научно-исследовательских центрах.

О привилегиях

1. Надбавка к зарплате.

До сентября 2013 года кандидаты и доктора наук, работающие преподавателями и научными работниками в ВУЗах, подчиненных Министерству образования и науки Российской Федерации, получали надбавку к заработной плате в размере 3 000 и 7 000 рублей соответственно с момента принятия Минобрнауки России решения о выдаче диплома.

Согласно письму министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № НТ — 883/17 о реализации части 11 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм. и доп.), выплаты за ученые степени кандидата и доктора наук преподавателям вузов включены в должностной оклад.

Так же ВУЗ сам в праве определять размер доплат, премий и других мер материального стимулирования соответственно имеющихся средств.

Отдельная история обстоит с доплатами за ученые степени в случае, если, например, кандидат юридических наук преподает медицинские дисциплины.

Согласно письму Минобрнауки России от 16.04.2007 N 03-760 «О доплатах за ученые степени», доплаты за ученые степени устанавливаются преподавателям, имеющим ученые степени по профилю преподаваемой дисциплины.

То есть если, например, кандидат филологических наук преподает экономические дисциплины, то скорее всего надбавку за ученую степень он не получит.

2. Право на освобождение от призыва на военную службу.

Согласно Федеральному закону от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) ст.23 п.2. пп. (а): «Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане: имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень (в ред. Федеральных законов от 04.05.2006 N 61-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)».

3. Помощь в приобретении жилья.

а) если его возраст не превышает 35 лет (для кандидатов наук) или 40 лет (для докторов наук);

б) если он работает в научной организации научным работником и его общий стаж работы научным работником составляет не менее 5 лет;

в) если он признан научной организацией нуждающимся в получении социальной выплаты по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с порядком, определяемым Федеральным агентством научных организаций и предусматривающим открытость и гласность процедуры признания нуждаемости.

Право на получение социальной выплаты предоставляется молодому ученому только один раз.

Не смотря на все вышеупомянутые факты, выбор пути ученого должен основываться не на поиске более комфортной жизни, а на стремлении внести вклад в развитие науки и страны.

О заблуждениях

1. Надбавки к пенсии

К сожалению, Действующим пенсионным законодательством России надбавки к пенсии за ученую степень не предусмотрено.

2. В случае войны граждан, имеющих ученую степень не заберут в армию

Согласно Федеральному закону от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) освобождения от призыва в военное время для граждан, имеющих ученую степень, не предусмотрено.

3. Увеличение отпуска

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.08.1994 N 949 «О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень», научным учреждениям (организациям), финансируемым из федерального бюджета, предоставлено право устанавливать ежегодный оплачиваемый отпуск научным работникам, имеющим ученую степень доктора наук, продолжительностью 48 рабочих дней, а кандидата наук — продолжительностью 36 рабочих дней.

Согласно данному постановлению организациям предоставлено право, но оно не обязывает.

4. Получение квалификационной категории педагога при зачислении в штат общеобразовательной школы учителем.

В соответствии с нормативно-правовой базой по аттестации педагог может быть аттестован на соответствие занимаемой должности не ранее, чем через 2 года после поступления на работу в данную образовательную организацию, но не позднее чем через 5 лет работы в организации. В случае, если у педагога высокая результативность, он может подать заявление на аттестацию с целью установления квалификационной категории.

То есть ученая степень не дает права сразу получить квалификационную категорию. Процедура аттестации проходит в стандартном порядке.

5. Надбавка в 10% к зарплате учителя

Если кандидат наук работает в школе учителем, то ему могут выплачивать надбавку только в случае, если это установлено региональным законом или локальным нормативным актом учреждения. Федеральных нормативных актов по этому поводу не существует. Обратитесь к нормативной базе своего региона или к штатному юристу организации. Обратиться за консультацией юриста

Где работать кандидату наук?

Важно не «закопать» свой талант, а преумножать и развивать свои способности в научной деятельности. Площадка для реализации навыков достаточно большая. Приведем несколько примеров:

1. Преподаватель в высшем учебном заведении (и не только) очень востребован.

Как правило такие вакансии сопровождаются следующими условиями:

Проведение учебных занятий, руководство курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой обучающихся Планирование, организация и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам

Наличие ученой степени, ученого звания.

2. Научный сотрудник (практик), например, химик (инженер-химик, кандидат химических наук) для работы в научном институте по развитию производства, проектированию и т.п.

3. Автор научных работ в компаниях, осуществляющих помощь студентам, аспирантам.

4. Имеются вакансии в научно-исследовательские, технологические и производственные центры крупных компаний. Например, Московский научно-исследовательский центр «Шлюмберже» приглашает исследователей на позиции стажеров, консультантов и постдоков (научных сотрудников с учёной степенью)

5. В некоторых ВУЗах имеются специальные программы для постдоков , например, Программа PostDoc в СПбГУ

ВУЗ проводит конкурсы для кадровой поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых СПбГУ (гранты постдоков). Постдоками могут быть как россияне, так и иностранные граждане. Так на данный момент в СПбГУ работают молодые ученые из Германии, Испании, Канады, Китая, Литвы, Марокко, Украины и Франции. Университет гарантирует зарплату постдока 60 тысяч рублей в месяц. Постдоку могут быть установлены доплаты из привлеченных средств (внешнего финансирования)

Вы можете обратиться за консультацией по вопросам, касающимся получения ученой степени, а также за помощью в написании самой диссертации, написании и публикации статей, подготовки автореферата, монографии, отзыва, рецензии или каких-либо другим документов.

Родители ваших учеников дарят вам подарок. Ваша реакция?

Радуюсь, искренне благодарю

Смущаюсь и чувствую себя обязанной(ым)

Сразу начинаю подозревать, что от меня чего-то хотят

Тут же отказываюсь от подарка

Принимаю подарок, но потом передариваю друзьям, коллегам, знакомым

Всего проголосовало: 43

Текущий номер

Хорошо, когда у ребенка много вопросов, считает Анастасия Поспелова

номер 17, от 23 апреля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Профессиональные категории для педагогов были введены в первой половине 1990-х: 16 разрядов, 14-й соответствовал высшей категории… Видоизменяется и совершенствуется эта система до сих пор, но почти всегда сама процедура аттестации вызывает у учителей как минимум беспокойство, а у кого-то – реальный страх и панику. Как сделать так, чтобы аттестация объективно подтверждала педагогическую и личностную зрелость учителя, а не служила карающим мечом? Своими соображениями поделился Заслуженный учитель России, кандидат психологических наук Александр Снегуров.

Вернуть трудовое обучение в школы – это требование самой жизни. Но сейчас в учебном плане вместо уроков труда технология. По темам близко, на деле – скучный теоретический предмет. А детям нужен практический опыт настоящей работы настоящими инструментами. Нужно это и стране, потому что уже через три-четыре года рынок будет испытывать острую нехватку молодых и готовых к труду кадров. Что для этого нужно изменить? Ответ – в статье Владимира Семенихина.

Быть спортивным так же престижно и модно, как быть начитанным и остроумным. По крайней мере, так обстоит дело в школах Англии. А в Японии более 40% старшеклассников занимаются спортом не менее девяти часов в неделю… В то же время в российских школах «прогулять физру» не зазорно, была бы убедительная отговорка или справка. О том, почему зарубежным педагогам удается гораздо эффективнее мотивировать школьников напрягать не только извилины, но и мышцы, размышлял Сергей Рыков.

Наши приложения

Ученая степень — и в школе степень ученая

Комментарий «УГ»

Совет Госдумы принял решение рассмотреть проект федерального закона «О внесении дополнения и изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части установления надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук).

Первое чтение состоится на пленарном заседании Госдумы РФ 23 июня 2004 г.

к проекту федерального закона «О внесении дополнения и изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании»

(в части установления надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук)

Надбавки к должностным окладам педагогическим работникам высших учебных заведений, имеющим ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук, установлены Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (пункт 5 статьи 30).

Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 41-ФЗ с 1 января 2003 года увеличены суммы доплат преподавателям высших учебных заведений за ученые степени (для кандидата наук — 900 рублей вместо 300 рублей, для доктора наук — 1500 рублей вместо 500 рублей).

В том случае, если кандидат наук или доктор наук работает преподавателем в образовательном учреждении среднего, начального профессионального образования или общеобразовательном учебном заведении, надбавок к должностному окладу он не получает.

Считаем, что надбавки к должностным окладам за ученые степени должны быть установлены для всех педагогических работников независимо от вида учебного заведения, в котором они трудятся.

Предлагаемое дополнение в Закон Российской Федерации «Об образовании» позволит всем педагогическим работникам образовательных учреждений получать надбавки за ученые степени в полном объеме.

«О внесении дополнения и изменения

в Закон Российской Федерации «Об образовании»

(в части установления надбавок к должностным окладам (ставкам)

педагогических работников образовательных учреждений

за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук)

Проект внесен Московской областной Думой

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации « Об образовании» от 10. 07. 1992 года

№ 3266-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №3, ст. 150; 1997, №47, ст. 5341; 2000, №30, ст. 3120; 2000, №33, ст. 3348; 2002, №7, ст. 631; 2002, №12, ст. 1093; 2002, №26, ст. 2517; 2002, №30, ст. 3029; 2003, №2, ст. 163) следующие дополнение и изменение:

1. Статью 54 дополнить новым пунктом 4 следующего содержания:

«4. Педагогическим работникам образовательных учреждений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

900 рублей за ученую степень кандидата наук, 1500 рублей за ученую степень доктора наук.».

2. Пункт 4 статьи 54 считать пунктом 5.

Статья 2. Предложить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года.

Президент Российской Федерации В.ПУТИН

проекта федерального закона «О внесении дополнения и изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании»

(в части установления надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук)

Проект федерального закона «О внесении дополнения и изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает с 1 января 2004 года установление надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений:

900 рублей за ученую степень кандидата наук,

1500 рублей за ученую степень доктора наук.

В настоящее время такие надбавки имеют только педагогические работники высших учебных заведений. Установление надбавок за ученые звания педагогическим работникам всех других образовательных учреждений потребует дополнительного выделения средств из федерального бюджета и их учета в межбюджетных отношениях с субъектами Российской Федерации.

Кандидаты и доктора наук, работающие в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, доплат за ученые звания не имеют, но при расчете тарифной ставки им устанавливают разряд на один выше (если педагогический работник имеет ученую степень кандидата наук) и на два выше (если он имеет ученую степень доктора наук).

По данным Министерства образования России, в образовательных учреждениях общего образования работников, имеющих

18 разряд — 125 человек (тарифная ставка — 2025 рублей),

17 разряд — 2391 человек (тарифная ставка — 1890 рублей),

16 разряд — 9661 человек (тарифная ставка — 1755 рублей), (тарифная ставка 15 разряда-1630 рублей). Принимая во внимание, что максимальный разряд для преподавателей — 14, а для директоров — 15 и очень редко — 16, можно предположить, что число

докторов наук — 2000 человек,

кандидатов наук — 10000 человек.

На финансирование надбавок потребуется: 10000 х 900 х 12 = 108 млн. руб. в год,

2000 х 1500 х 12 = 36 млн. руб. в год,

108+ 36 = 144 млн. руб. в год.

Принимая во внимание, что имеющаяся в настоящее время надбавка кандидата наук составляет в среднем 125 рублей на ставку, а доктора наук — 250 рублей,

125 х 10000 х 12 = 15, 0 млн. рублей,

250 х 2000 х 12 = 6 млн. рублей,

15, 0 + 6 =21, 0 млн. рублей в год составляют в настоящее время доплаты.

Дополнительно потребуется 144 — 21 = 123, 0 млн. рублей в год. В учреждениях среднего профессионального образования педагогических работников, имеющих ученые звания:

кандидата наук — 7204 человека,

доктора наук — 872 человека.

7204 х 900 х 12 = 77, 8 млн. рублей в год

872 х 1500 х 12 = 15, 7 млн. рублей в год

77, 8 + 15, 7 = 93, 5 млн. рублей в год потребуется дополнительно для установления надбавок.

В учреждениях начального профессионального образования педагогических работников, имеющих ученые звания

кандидата наук — 5576 человек.

Для установления надбавок потребуется

5576 х 900 х 12 = 60, 2 млн. рублей в год.

В Российской Федерации функционируют 8720 учреждений дополнительного образования для детей и 49981 учреждение дошкольного образования для детей, но данными о работниках этих учреждений, имеющих ученые степени, мы не располагаем и, принимая во внимание, что численность их невелика, в расчете не учитываем.

Всего на установление надбавок за ученые звания потребуется дополнительно

123, 0 + 93, 5 + 60, 2 = 275, 7 млн. рублей.

федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием

Федерального закона «О внесении дополнения и изменения

в Закон Российской Федерации «Об образовании»

(в части установления надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук)

Принятие Федерального закона «О внесении дополнения и изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части установления надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.

Правительство Российской Федерации

к проекту федерального закона «О внесении дополнения и изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании»

(в части установления надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук)

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона «О внесении дополнения и изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части установления надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук)» с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предусматривается установить надбавки к должностным окладам за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук педагогическим работникам учреждений общего образования, дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования применительно к установленным надбавкам педагогическим работникам высших учебных заведений соответственно в размере 900 и 1500 рублей с 1 января 2004 года.

При подготовке законопроекта не учтена статья 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при принятии федерального закона, предусматривающего введение новых видов расходов бюджетов, которые ранее не финансировались ни одним из бюджетов, федеральный закон должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых расходов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней. Такие нормы в рассматриваемом проекте федерального закона отсутствуют.

Кроме того, установление надбавок к должностным окладам за ученые степени для всех педагогических работников независимо от типа учебного заведения потребует привлечения дополнительных бюджетных средств, тогда как в проекте федерального бюджета на 2004 год необходимые для реализации данного законопроекта средства не предусмотрены.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не может поддержать проект федерального закона «О внесении дополнения и изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Правительства Российской Федерации Г.КАРЕЛОВА

Правовое управление Государственной Думы

по проекту федерального закона «О внесении дополнения и изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании»

(в части установления надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук)

По поручению Совета Государственной Думы от 17.11.2003 г.

1. Поскольку законопроект потребует дополнительных расходов из федерального бюджета в связи с выплатой надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогическим работникам образовательных учреждений, необходимо учитывать положение пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае принятия федерального закона, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия этого федерального закона не финансировались ни одним бюджетом, указанный федеральный закон должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов.

По статье 3 законопроекта необходимо иметь в виду, что финансирование новых видов расходов бюджета может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета (пункт 3 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

2. Статью 2 следует исключить как излишнюю (постановление Государственной Думы от 27.09.2002 г. № 3093-III ГД).

Заместитель начальника управления Н.ШЕВЧЕНКО

Комитет по образованию и науке Государственной Думы

на проект федерального закона «О внесении дополнения и изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании»

(в части установления надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук)

В представленном законопроекте предлагается с 1 января 2004 года ввести надбавки к должностным окладам (ставкам) педагогических работников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений среднего профессионального образования, начального профессионального образования, дополнительного образования и дошкольного образования за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук.

Согласно законодательству Российской Федерации в области образования, в настоящее время для педагогических работников указанных образовательных учреждений такие надбавки не предусмотрены, в то время как соответствующие надбавки к должностным окладам педагогическим работникам высших учебных заведений, имеющим ученые степени, установлены Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Законопроект затратный. В проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» средства на эти цели не предусмотрены.

Комитет по образованию и науке Государственной Думы

О проекте федерального закона «О внесении дополнения и изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании»

(в части установления надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук)

1. Одобрить заключение Комитета на проект данного федерального закона.

2. Направить настоящее заключение Московской областной Думе и предложить изменить текст законопроекта.

3. Поручить заместителю председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке В.Н. Ивановой сформировать рабочую группу по подготовке альтернативного законопроекта.

4. Предложить войти в состав указанной рабочей группы Председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре, здравоохранению и экологии В.Е. Шудегову и представителям Московской областной Думы.

5. При разработке концепции альтернативного законопроекта считать целесообразным установление надбавок за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений только начального профессионального образования и среднего профессионального образования.

Очень интересует вопрос: должна ли соответствовать оплата труда
в школе кандидата технических наук (предмет — информатика) ставке учителя высшей категории.

Есть ли какие-то законы, регламентирующие данный вопрос?

#5 Чем кандидат наук лучше обычного учителя?

Ничем не лучше и не хуже. Если кандидат наук в школе — это учитель, который на материале опыта защитил диссертацию, то ему сложно оставаться в школе, так как руководство школы смотрит на него, как на конкурента.
А если кандидат наук пришел из Акадамии наук или из вуза, то ему нужно сначала пройти курсы повышения квалификации по педагогике и методике преподавания, в противном случае, его ученики не поймут.
Кандидаты наук в школе — больше подойдут для дополнительных курсов, помощи учителям в написании методических пособий, консультаций, отчетов.

Сергей К.: «Думаю, уже понятно, что я, например, являюсь кандидатом наук (филологических). Меня лично Ваш пост несколько смущает, ибо позиция, которую Вы представляете, очень удобна именно чиновникам от образования, а также учителям ленивым и бесталанным. Неужели Вы наивно полагаете, что простой выпускник педагогического вуза будет так же компетентен, как и человек с ученой степенью? По-моему, ответ очевиден.
Кандидаты наук в школе должны получать и определенные привилегии и большую прибавку к заработной плате. Это факт. Или, по-вашему, разнорабочий и мастер цеха также стоят на одном уровне? Одинаково компетентны? Представляется, что этот вопрос риторический».

Белашов.
Поскольку филолог считает, что работу слесаря может спокойно выполнять инженер, которого учили разбираться в чертежах, а не создавать по ним металлические детали, то уверяю филолога, что в этом он некомпетентен.
Научный работник собирает информацию и находит связи и закономерности, выбирая направления деятельности производства, учитель выполняет работу по изготовлению взрослых людей из детей. Это разный вид работы также, как у слесаря и инженера.
Оплата их труда определяется рынком труда и стоимостью труда, т.е. общественно необходимым количеством времени, необходимым для получения товара.
Не принципиально какого товара:
деталей для автомобиля или самолета, без которых он не ездит и не летает или количества развитых выпускников школ, способных усвоить учебный материал ВУЗа или ПТУ.
Невежество в области экономики и организации производства никак не компенсирует знания в филологии.
Чиновникам от образования или от ЖКХ неинтересны наши споры.
Их целью является удовлетворение своих примитивных жизненных инстинктов: пищевых,
половых,
иерархических.
Меньше работать и больше получать — вот их стимул.
Вопрос качества и производительности их интересует только в свете одобрения или не одобрения начальства для поднятия по служебной лестнице и получения большего дохода от «хлебного» места.

Источники: http://disszakaz.ru/dissertantam/kandidat-nauk/chto-dayet-uchenaya-stepen-kandidata-nauk.php, http://www.ug.ru/archive/11248, http://pedsovet.org/forum/topic7351.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *