Лекции по логике для юристов кратко

Тема 1 Предмет логики и язык права

Правовая реальность является объектом исследования многих гуманитарных наук. Правовое бытие есть всеобщая реальность права и его взаимоотношений в мире социального бытия. Оно включает в себя все многообразие пространственных и временных характеристик правовой действительности, зависимость и особенности взаимодействия права со всеми сферами общества. Сферой правовой реальности является не только сама система правовых норм, но и правосознание, правовая культура, правовые идеи и понятия.

Право изучается различными юридическими дисциплинами (гражданское, административное, уголовное право и т.д.). Каждая из дисциплин рассматривает правовое бытие сквозь призму своего предмета. В то же время все эти дисциплины имеют один и тот же объект — правовое бытие. Согласно гегелевской концепции философская наука о праве, «имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление» (Гегель. Философия права. М., 1990. С. 59). В этом емком определении в скрытом виде содержится целостная логическая концепция Гегеля, суть его философии — диалектический метод. Д.А.Керимов сегодня считает, что «. предмет философии права можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия». (Керимов Д.А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7. С. 4.)

Диалектика выступает здесь, с одной стороны, в качестве объективного процесса развития правового бытия (становление, существование, изменение права и т.д.), т.е. как его объективная логика, а с другой — как наука о законах, категориях и понятиях развития и саморазвития права. Логика — это логические формы и средства познания объективного процесса развития права. Здесь акцент делается на логике движения мысли в процессе познания сложного и многогранного объекта — правового бытия. Гносеология — это раздел философии права, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта познания правового бытия, возможности познания права, критерии истинности и достоверности знания.

Каждая из них — диалектика, логика и гносеология — выступает не обособленно друг от друга, а в виде моментов, сторон единого целого. В данном случае категории: причина и следствие, сущность и явление, содержание и форма и другие — не просто общефилософские категории, а категории, в которых отражается «правовая природа вещей», объективная диалектика. Вместе с тем гносеология лишь тогда может стать элементом права, когда она пропитана духом диалектики. Эти положения предостерегают правоведа от отрыва объективной правовой действительности от законов логического мышления. Так преодолевается противоречие между онтологией — учением о правовом бытии, и гносеологией — теорией познания этого бытия.

Используя логико-гносеологический понятийный аппарат, мы осмысливаем сущность права и его генезис. В чем социальная направленность содержания данной науки, цель и смысл познания правового бытия? Прежде всего, в познании истины и, в конечном счете раскрытии «общественного идеала», познании того, какими должны быть разумный, справедливый, правовой общественный строй и соответствующие ему право и государство. Познание общественного идеала — это не конструирование утопической идеи, а стремление создать модель справедливого и гуманного общества.

Логика — при наиболее широком понимании ее предмета исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности.

Термин «логика» происходит от греческого слова logos (мысль, слово, разум, закономерность). Его используют для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, а также для обозначения науки о правилах рассуждения и формах, в которых эти рассуждения осуществляются. Кроме того, он употребляется для обозначения любых закономерностей (логика событий, логика поступков и т.п.). В данном курсе мы будем изучать логику в двух первых смыслах, т.е. как законы мышления и как науку.

Объектом логики является мышление человека, которое изучается многими науками с разных сторон и аспектов, например философией (происхождение, сущность и его отношение к миру), физиологией (зависимость мышления от состояний мозга), психологией (условия нормального функционирования мышления, влияние на него социально-психологической среды), генетикой (тайны наследования мыслительных способностей), языкознанием (слово, знак, язык и речь в целом как инструменты мыслительной деятельности) и т.д.

Предметом логики выступает понятийное или абстрактное мышление, причем не вообще, а лишь с двух его сторон:

как инструмент познания мира, т.е. с содержательной его стороны, как средство получения истинных знаний;

как правильное мышление, т.е. с формальной стороны, как это мышление соответствует определенным принципам и правилам.

Вот несколько примеров логических, или формальных, требований к мышлению:

— независимо от того, о чем идет речь, нельзя что-либо одновременно и утверждать и отрицать;

— нельзя принимать некоторые утверждения, не принимая вместе с тем все, что вытекает из них;

— невозможное не является возможным, доказанное — сомнительным, обязательное — запрещенным и т.п.

Задача логики – в обнаружении и систематизации определенных схем правильного рассуждения, которые и являются логическими законами. Рассуждать логично – значит рассуждать в соответствии с законами логики. Логические законы не зависят от воли и сознания человека, т.к. являются отображением в голове человека наиболее общих отношений самого реального мира.

Цель логического познания – достижение истины, которая понимается в логике как соответствие умозаключения тем правилам мышления, которые для него установлены.

Познание есть формирование субъективного образа объективного мира в сознании людей. Окружающий мир и его свойства раскрываются в процессе познания двояко: на уровне чувственного и рационального восприятия. Отражение мира на рациональном уровне часто называют теоретическим или абстрактным мышлением, под которым подразумевается процесс рационального отражения мира в понятиях, суждениях и умозаключениях, позволяющий проникать в сущность и закономерные связи действительности.

Само понятие правильности в логике связывается не с содержательной, а с формальной стороной мышления. Как чувственная, так и рациональная стороны познавательного процесса имеют свои формы.

Формы чувственного познания

Ощущение – отражение отдельных свойств предмета или явлений.

Восприятие есть целостное отражение предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Представление – это чувственный образ предмета не воспринимаемого в данный момент, но воспринятого ранее. Представление может быть воспроизводящим и творческим. Первое, воспроизводит реально существующие ранее воспринимавшиеся нами объекты. Второе может возникнуть и по словесному описанию.

Основные формы абстрактного мышления

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение может быть простым или сложным, а также истинным или ложным.

Умозаключение – форма мышления, благодаря которой из одного или нескольких истинных суждений, которые называются посылками, можно по определенным правилам вывода получить заключение. Видов умозаключений много.

Абстрактное мышление в целом тесно связано с языком. Любое словосочетание, предложение или сочетание предложений имеет определенный логический смысл.

Мышление и язык неразрывны, они формировались в непосредственной связи друг с другом настолько, что можно утверждать: нет языка вне мышления, как нет и мышления вне языка. При этом мышление и язык – разные сущности, обладающие разной не сводимой друг к другу природой. Так, например, элементами языка являются буквы (знаки), буквенные сочетания, слова, словосочетания, предложения, а элементами мышления отдельные формы мысли (понятия, суждения, умозаключения) и их сочетания. В принципе, речь здесь идет лишь об абстрактном мышлении.

В языке мысль получает свое непосредственное выражение. Язык участвует не только в выражении, но и в формировании мысли. Логический анализ мышления всегда предполагает анализ языка. В этом отношении логика в равной мере есть наука и о мышлении и о языке.

В наиболее общем смысле язык можно определить как систему знаков, используемую в целях коммуникации и познания. Помимо словаря каждый язык имеет синтаксис и семантику. Синтаксические правила языкаустанавливают способы образования сложных выражений из простых. Семантические правила определяют способы придания значений выражениям и знаковым системам языка, что достигается указанием обстоятельств, в которых должны приниматься предложения определенного вида. Семантика исследует отношения знаков языка и объектов, которые ими обозначаются. Правила значенияобычно делятся на три группы: аксиоматические, дедуктивные и эмпирические.

Аксиоматические правила значения требуют принятия предложений определенного вида во всех обстоятельствах. Например, правила русского языка предписывают всегда принимать предложения «Каждый холостяк не женат», «Метр равен одной сотой километра», «Зло не является добром» и т.п.

Дедуктивные правила значения требуют принятия следствий, вытекающих из некоторых посылок, если приняты сами посылки. Например, если приняли предложение «Человек смертен» и «Козьма Прутков – человек», – следует принять и предложение «Козьма Прутков – смертен».

Эмпирические правила значения предполагают выход за пределы языка и внеязыковые наблюдения. Например, при ощущении боли правила требуют принять предложение «Больно», при восприятии розового тумана правила требуют принять предложение «Этот туман – розовый» и т.п.

Языки, включающие эмпирические правила значения, принято называть эмпирическими. Язык логики и язык математики не являются эмпирическими языками. Все языки могут быть разделены на естественные, искусственные и частично искусственные.

Естественные языкискладываются постепенно и стихийно, они неотделимы от истории народа владеющего ими. Их часто называют еще «повседневными», «разговорными», «обычными».

Искусственные языкисоздаются людьми для каких-либо специальных целей на базе естественных и могут функционировать только в связи с ними (языки математики, логики, языки программирования). Важной их особенностью является строгая определенность словаря, синтаксиса и семантики.

К частично искусственнымотносятся языки естественных и гуманитарных наук. Например, учебник биологии написан всегда на каком-либо естественном национальном языке (русском, английском, немецком) и вместе с тем, всегда включает собственно биологическую терминологию и символику, являющуюся по преимуществу интернациональной.

В современной логике разработаны основные принципы построения искусственного языка логики, который организован по строгим правилам и предназначен лишь для выявления логических связей наших мыслей. Этот язык получил название формализованного языка, в котором слова обычного языка заменяются отдельными буквами и различными специальными символами.

Функциями языкаобычно называют задачи, которые решаются им в процессе коммуникации и познания. Все функции языка можно свести к шести основным.

Описание– это сообщение о реальном положении вещей. Оно может быть истинным или ложным в зависимости от того соответствует описание действительности или нет. Описание может быть и неопределенным. Например: «Вода жидкая» — истинное описание; «Лед горит» — ложное; «Через год в этот день здесь будет солнечно» — неопределенное.

Принудительная функция языкасвязана с нормой, она предполагает возможность заставить человека что-либо сделать с помощью языка. Выражения, в которых осуществляется эта функция многообразны: команды, приказы, требования, предписания, законы, правила, одним словом, нормы. Например: «Стой, и молчи!»; «Старайтесь быть внимательным к своему собеседнику»; «Следует быть умным стойким и выносливым». В отличие от описаний, нормы не являются истинными или ложными, но могут быть обоснованными или необоснованными, полезными или бесполезными, т.п.

Экспрессивная функция языкавыражает определенные психические состояния, чувства (экспрессивы) или отношение к свойству либо говорящего, либо слушающего. Оно может быть ложным или истинным в зависимости от того имеется для него реальное основание или нет, искреннее Ваше высказывание или нет. Например: поздравление друга с открытием закона всемирного тяготения было бы насмешкой, а не искренним поздравлением, так как всем известно, что этот закон давно уже открыт; высказывание «Я искренне сочувствую Вам» будет истинным, если Вы действительно сочувствуете.

Декларативная функция языканаправлена на изменение мира словом. Декларация не описывает мир, она не направлена на изменение мира в будущем, как принудительная функция, декларация непосредственно, самим фактом произношения, изменяет его. Например: «Я назначаю Вас председателем правительства Земли»; «Увольняю Вас»; «Объявляю военное положение». Декларации не являются истинными или ложными, но могут быть обоснованными или необоснованными (если у меня есть право назначать председателем, то назначение обоснованное), способствующими каким либо целям, задачам или нет и т.п.

Оценочная функция языкаслужит для выражения положительного, отрицательного или нейтрального отношения к рассматриваемому объекту, также для предпочтения одного объекта другому или утверждения их равноценности, если сопоставляются более двух объектов. Например: «Хорошо, что сегодня идет снег»; «Лучше пойти сейчас, чем когда наметет сугробы». Оценки не могут быть истинными или ложными, но могут быть лишь глубокими или поверхностными, общепринятыми или нет, эффективными или нет и т.п.

Выделение функций языка зависит в основном от цели исследования. Для логического исследования важнейшими являются описательнаяи оценочнаяфункции языка, все другие, в рамках логического отношения к языку, могут быть сведены к ним. Экспрессивы являются своеобразными описаниями, и как все описания, являются истинными или ложными. Декларация – норма, адресованная всем, кого она касается, и кто должен будет считаться с теми изменениями, которые произошли, благодаря произнесенным словам. Сами же нормы представляют собой частный случай оценок: это оценки с предполагаемым потенциальным наказанием. Например, норма (команда): «Стой, и молчи!» означает, что выполнение команды оценивается положительно, а не выполнение влечет отрицательную оценку в виде определенного наказания. Таким образом, оценка и описание являются двумя полюсами, к которым тяготеют все другие употребления языка. Цель описания – привести слова в соответствие с действительностью, цель оценки – преобразовать действительность в соответствие со словами. Описание и оценка – это две диаметрально противоположные и не сводимые друг к другу функции. Также, нет оснований считать, что описательная функция языка является первичной или более фундаментальной, чем его оценочная функция. Описание и оценка являются пределами, в рамках которых умещаются все другие употребления языка. Существует множество разновидностей описаний и оценок. «Чистые» описания и «чистые» оценки встречаются редко, большинство языковых выражений носит двойственный, или смешанный, описательно-оценочный характер.

Под законом в науке в наиболее общем виде понимают необходимую связь между явлениями. Зная закономерность, можно отталкиваясь от конкретного явления предвидеть другое, связанное с ним. В логике законы отражают необходимые, нерасторжимые связи между мыслями. Зная истинность или ложность исходного суждения, можно с необходимостью установить истинность или ложность всех взаимосвязанных и вытекающих из него суждений. Знание законов логики и умение пользоваться ими избавляет от ошибок в рассуждениях, исключает необоснованные выводы и путаницу в мыслях.

Как и во всякой иной науке, законов и правил логики много. В данном случае речь пойдет только об основных законах, по отношению к которым остальные являются производными. Три из них сформулированы Аристотелем: закон противоречия, закон тождества, закон исключенного третьего, четвертый, закон достаточного основания, выдвинут немецким математиком и философом Лейбницем.

Объективный характер и сущность закона тождествавытекает из предположения, что самому объективному миру принадлежит некая определенность, выражающаяся в способности самих предметов при всех изменениях до поры до времени оставаться тождественными себе.

Закон тождества предписывает,чтобы значения понятий и утверждений в процессе рассуждения не изменялись. Они должны оставаться тождественными самим себе, иначе свойства одного объекта незаметно окажутся приписанными совершенно другому. Или – всякая мысль должна быть тождественна сама с собой, сколько бы раз она не появлялась в рассуждении и в какие бы взаимоотношения не вступала с другими мыслями. Иначе это будет уже другая мысль.

Закон тождества выражается формулой «А есть А»или«А = А», где под «А» разумеется всякая мысль вообще.

Действие закона тождествараспространяется на понятия, суждения, умозаключения и доказательства.

Требования, вытекающие из закона тождества, можно свести к двум:

1. Каждое понятие, суждение и т.д. должны употребляться в одном и том же определенном смысле и сохранять его в процессе всего рассуждения.

2. Нельзя отождествлять различные мысли и нельзя тождественные мысли принимать за различные.

Логические ошибки, вытекающие из нарушения требований.

Закон противоречия выражает последовательность, непротиворечивость мышления.

Главная > Конспект

КОСТРОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ЛОГИКЕ

ЛОГИКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ всех ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ: Термин «логика» происходит от греческого слова логос, что значит «мысль», «мышление», а также «слово, в котором выражена мысль», и используется, во-первых, для обозначения совокупности правил, кото¬рым подчиняется процесс человеческого мышления; во-вторых, для обоз-начения науки о правилах мышления и тех формах, в которых оно осу¬ществляется; в-третьих, этот термин используется для обозначения раз¬личных закономерностей объективного мира: «логика событий», «логика вещей», «логика жизни», «логика войны», «логика пропаганды» и т.д. Мы с вами будем заниматься логикой в первых двух смыслах.

Вопросы, связанные с познанием, мышлением, относятся к важнейшим вопросам философии. Поэтому логика, изучающая познающее мышление, и применяемая как метод познания, является отраслью философского знания, философской наукой.

Таким образом, логика есть философская наука о правильном человеческом мышлении. Предмет ее — изучение форм, в которых протекает мыш­ление, и законов, которым оно подчинено.

Следует сказать, что мышление изучается не только логикой, но и целым рядом других наук: философией, психологией, педагогикой, кибернетикой и т.д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном аспекте. Современная логика включает в себя три относительно само­стоятельных науки: логику диалектическую, логику математическую и логику формальную, которую мы и будем изучать в данном курсе.

Целью данной лекции является выяснение основных положений формальной логики и их краткое содержание. Поставленная цель требует решения следующих задач: во-первых, рассмотреть мышление как главный предмет изучения логики; во-вторых, дать общую характеристику формам и законам мышления.

В данной лекции мы рассмотрим следующие два вопроса:

Основные формы логического мышления: понятие, суждение, умозак­лючение, доказательство.

Основные формы логического мышления: понятие, суждение, умозак­лючение, доказательство. Чтобы достаточно полно раскрыть предмет науки логики, прежде всего следует выяснить, что такое мышление, форма и закон мышления. С курса философии вам известно, что мышление есть деятельность ума, посредством которой человек стремится познать предметы, воздействующие на него, привлекающие его внимание.

Познание начинается с воздействия окружающего мира на наши органы чувств. Чувственное познание протекает в форме ощущения, восприятия и представления, и дает человеку знание об отдельных вещах, предметах, об их внешних свойствах. Но человек не останавливается на этом уровне познания. Он стремится, проникнуть в сущность вещей; а это возможно толь­ко на уровне абстрактного, логического мышления.

Абстрактное мышление протекает в форме понятий, суждений и умозаключений. В отличие от чувственного познания, логическое мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предмете общее, существенное, повторяющееся.

Таким образом, мышление есть опосредованное и обобщенное отражение действительности в мозгу человека, осуществляющееся в процессе его практической деятельности. Так, например, мы судим о погоде и темпера­туре не выходя на улицу — по барометру и термометру или даже еще опосредование — по сообщениям средств массовой информации.

Мышление неразрывно связано с языком. Мысль всегда выражается в виде слова, понятия или нескольких взаимосвязанных слов — предложения. Вне языка — нет мышления, а вне мышления — нет языка. Великий Цицерон утверждал, что «слова от мыслей, как тело от души, нельзя отделить, не отняв жизни и у того и у другого» (Цитируется по сборнику: ’’Об ораторском искусстве”. М.; Госполитиздат, 1963, с. 41).

Человеческое мышление подчинено известным логическим законам. Эти законы мышления имеют всеобщий характер, т.е. они одни и те же всегда и везде, у всех людей и народов, при познании любых процессов. Так, на Земле примерно восемь тысяч языков и, следовательно, столько же грамматик, а логика едина: дает общие правила, следует одним и тем же всеобщим законам мышления. Из всеобщности законов мышления непосредственно вытекает значение логики. Без нее невозможно досто­верное познание истины. Без знания законов правильного мышления, т.е. без знания логики, никто не в состоянии исследовать и понять те или другие явления, познать их с надлежащей точностью, ясностью и достоверностью. Выдающийся немецкий философ Г.В. Лейбниц писал: «Есть люди разумные, незнающие логики, равно как есть певцы, незнающие музыки. Но если бы люди хотели изучать логику с таким же прилежа­нием, с каким музыку и пение, они совершили бы чудеса». (Лейбниц Г.В. Соч. В 4 т. М.: Мысль, 1984. Т.З, с.98)

Мышление имеет свою форму и содержание. Выясним прежде всего, что понимается под логическим содержанием и формой. Содержание мыш­ления есть все богатство наших мыслей об окружающем мире и о самих себе, выраженное в конкретных знаниях. Форма мышления, или, иначе, логическая форма — это структура мысли, способ связи ее элементов. Это то, в чем наши мысли сходны, при всем различии их конкретного содержания. В логических формах отражается не вся полнота содержания окружающего мира, а его общие структурные связи, которые находят свое воплощение и в струк­туре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения, как основные формы логического мышления, имеют свои специфические структуры.

Структуру мысли, т.е. ее логическую форму можно выразить при помощи символов. Выявим логическую форму в двух следующих суждениях, приведенных А.П.Чеховым в одном из рассказов, где герой никак не мог уловить, что же общего в этих абсолютно различных по содержанию суждениях: «Все лошади едят овес» и «Все реки впадают в. Каспийское море». В этих суждениях есть общее — их единая логическая струк­тура. Понятия, входящие в суждения, в логике принято обозначать следующими символами: S (субъект) — понятие о предмете суждения; Р (предикат) — понятие о признаке предмета. В приведенных выше двух суждениях разное содержание, а форма — одна и та же: «Все S есть Р» или «Все S — Р», где «есть» или «-» связка.

Наиболее простым элементом, «клеточкой» мышления выступает понятие. Понятие представляет собой результат обобщения множества однородных предметов на основании их существенных признаков.

Итак, понятие-это такая форма мышления посредствам которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве.

Основными логическими приемами образования понятий являются сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение. Для обра­зования понятия необходимо, во-первых, установить сходство или различие между предметами, т.е. провести сравнение; во-вторых, расчленить сходные предметы на элементы, т.е. провести анализ; в-третьих, выделить существенные признаки и отбросить несуществен­ные, т.е. осуществить абстрагирование; в-четвертых, соединить су­щественные признаки, т.е. произвести синтез; в-пятых, распростра­нить существенные признаки на все однородные предметы, т.е. про­вести обобщение.

Любое понятие состоит из элементов, определенным образом связанных между собой. В понятии различаются содержание и объем. Содержание — это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предмета. Объем понятия — это охватываемые понятием предметы мысли, т.е. совокупность предметов, объединенных и обнимае­мых данным понятием. Графически объем понятия изображается кругом , где А — любое понятие. Содержание и объем понятия органически связаны. Определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем, и, наоборот. Это связь выражается в законе обратного отношения между объёмом и содержанием понятия, устанавливающим, что увеличение содержания понятия ведёт к образованию понятия с меньшим объёмом, и наоборот.

Материальным носителем понятия является слово. Вне слова нет понятия. Но не всякое слово есть понятие. Не есть понятие союзы («когда» и др.), частицы («не» и др.), междометия («ах», «ох»).

По своему содержанию и объему понятия принято делить на сле­дующие виды:

Единичные и общие. Единичным называется понятие, в котором мыслится один элемент (например, «Государственная Дума РФ», «Великий русский поэт А.С.Пушкин» и т.д.). Общим называется поня­тие, в котором мыслится множество элементов (например, «дума», «поэты» и. т.д.).

Конкретные и абстрактные. Конкретным называется понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее (например, «студент», «экономист», «агроном» и т.д.). Абстрактным называется понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами (напри­мер, «храбрость», «чернота» и т.д.).

Положительные и отрицательные. Положительным называется понятие, содержание которого составляют свойства, присущие предме­ту (например, «умный», «красивый» и т.д.). Отрицательным называется понятие в содержании которого указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (например, «не умный», «не красивый» и т.д.).

Соотносительные и безотносительные. Соотносительным назы­вается понятие, в котором отражаются предметы, признаками которых выступают их отношения друг к другу (например, «старшие» и «млад­шие», «родители» и «дети» и т.д.). Безотносительным называется понятие, которое отражает предметы, существующие раздель­но и поэтому мыслящиеся вне отношения к другим предметам (например, «студент», «государство» и т.д.).

При рассмотрении отношения между понятиями прежде всего различают сравнимые и несравнимые понятия. Сравнимые понятия имеют некоторые общие признаки, что и позволяет их сравнивать между собой, а несравнимые понятия таких признаков не имеют.

Отношения между понятиями принято обозначать с помощью круговых схем, так называемых кругов Эйлера, где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка — предмет, входящий в его объем.

Например: , где А и В — совместимые равнозначные понятия, а круг – их общий объем. К примеру, «Ленинград» и «Санкт-Петербург».

С понятиями осуществляются следующие основные логические операции: 1) определение понятий; 2) деление понятий; 3) обобщение и ограничение понятий.

Определением или дефиницией называется логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Различаются следующие виды определений. 1) Реальные, раскрывающие существенные признаки самого предмета. 2) Номинальные, образующиеся путем введения нового тер­мина. 3) Генетические, указывающие на происхождение предмета, на способ его образования. 4) Сущностное определение или опреде­ление качества предмета. 5) Функциональное определение, раскрываю­щее назначение предмета, его роль и функции. 6) Структурное опре­деление или определение по составу.

Существует четыре правила определения понятий. Первое — опре­деление должно быть соразмерным, т.е. определяемое и определяющее понятия должны быть равными по объему. При нарушении этого правила возможны две логические ошибки: 1) определение слишком широкое и 2) определение слишком узкое. Второе правило. Определение не дол­жно содержать в себе круга, т.е. нельзя раскрывать определяемое понятие через само себя. При нарушении этого правила также воз­можны две ошибки: 1) тавтология (греч.: «то же самое слово»). На­пример, «материалист — человек материалистических убеждений»; 2) круг в определении, представляющий собой более сложную тавтологию, когда определяющее понятие в свою очередь само раскрывается через опре­деляемое. Например, «противоречие в рассуждении — это такое проти­воречие, которое представляет собой нарушение логики мышления». Но «нарушение логики мышления» не может быть понято без указания на «противоречие в рассуждении». Третье правило. Определение не дол­жно быть только отрицательным. Определение должно указывать на то, что представляет собой предмет, а не на то, чем предмет не является. Четвертое правило. Определение должно быть ясным, четким, не допускающим двусмысленности или метафорических выражений. Например, «хлеб — всему голова», «лев — царь зверей» и т.д.

При изучении какого-либо понятия перед нами встает задача раскрыть не только его содержание, что достигается логической операцией определения понятия, но и раскрыть его объем, т.е. рас­пределить предметы, которые мыслятся в понятии. Логическая опера­ция, раскрывающая объем понятия называется делением. Деление не распространяется на единичные предметы. Операция деления лежит в основе всякой классификации. Например, классификация видов рас­тений и животных К. Линнея или периодическая система элементов Д.И. Менделеева.

Существуют следующие основные правила деления. Первое правило. Деление должно быть соразмерным, т.е. объем дели­мого должен полностью исчерпываться членами деления. При нарушении этого правила возможны две ошибки. 1) Неполнота в делении, когда пропущен один или несколько членов деления. Например, деление наук на математические и естественные слишком узкое, т.к. в этом делении пропущено много других наук. 2) Излишество в деле­нии, когда добавлен лишний член. Например, при разделении властей добавляют «четвертую власть» — средства массовой информации.

Второе правило. Деление должно проводиться только по одному основанию. Нарушение этого правила ведет к ошибке, которая назы­вается перекрестным или сбивчивым делением. Так, например, если разделить население города на мужчин, женщин, стариков, то здесь будут смешаны два признака: признак пола и признак возрастной.

Третье правило. Члены деления должны исключать друг друга. Они могут быть только несовместимыми, соподчиненными понятиями. Например, если мы разделим студентов на успевающих, неуспевающих и отличников, то это неправильно, так как отличники тоже успевающие.

Четвертое правило. Деление должно быть непрерывным. Нарушение ведет к скачку в делении. Например, нельзя делить преступления на государственные, воинские и получение взятки, так как здесь допущен скачок в делении: получение взятки — это вид должностного преступления.

Кроме определения и деления, следует выделить еще две логи­ческих операции с содержанием и объемом понятий.

Обобщение понятий. Это движение мысли от понятия с мень­шим объемом к понятию с большим объемом, движение от вида к роду. Например, «Конституция Чеченской Республики» — «Конституция Рос­сийской Федерации» — «Конституция».

Ограничение понятий. Это логическая операция противоположная обобщению, т.е. мысль движется от понятия с большим объемом к по­нятию с меньшим объемом, от рода к виду. Например, «лицо», «физи­ческое лицо», «юридическое лицо». Ограничение может быть правиль­ным и неправильным. Ограничение правильное, если происходит дви­жение мысли от родового понятия к видовому. В русском языке это часто проявляется в добавлении эпитета или прилагательного. Например, «отпуск», «каникулярный отпуск», «ежегодный отпуск», «опла­чиваемый отпуск» и т.д. Ограничение неправильное, если полученное в результате операции понятие не является видом данного рода. Например, «социальное страхование» и «министерство социального страхования» — неправильное ограничение, так как «министерство социального страхования» — это вид министерства, а не социального страхования. Бывает лишним добавления эпитета и не ведет к ограни­чению. Например, «среда» и «окружающая среда» (а что есть среда, которая ничего не окружает?). Это разновидность плеоназма («плео­назм» — излишество, с точки зрения логического смысла). Часто встре­чаются плеоназмы типа: «памятный сувенир» (но сувенир и есть па­мятный подарок); «нет другой альтернативы» (но альтернатива и есть «другой»); «контактный телефон» (как-будто есть неконтактный); «нервный стресс» (а что, бывает не нервный?); «законное право» (а, что, есть «незаконное право»?); «снилось во сне»; «бежать бегом» и т.д. Особенно плеоназмами страдает реклама, речь многих «новых русских».

Вместе с понятием возникает такая форма мышления, как суждение. Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицае­тся связь между предметом и его признаками. Суждение представляет собой определенный способ отражения отношений предметов действи­тельности.

Любое суждение состоит из двух основных структурных элемен­тов — двух терминов суждения: субъекта (подлежащего), отражающего предмет суждения и обозначающего объем этого суждения, и предиката (сказуемого), отражающего признак предмета суждения и состав­ляющего содержание данного суждения. Как мы уже знаем, в логике субъект и предикат обозначаются соответственно знаками S и Р. Связка (отношение) между субъектом и предикатом выражается словом — «есть» или, «не есть», «является» или «не является». В русском языке связка может подразумеваться или заменяться тире.

Суждения могут быть аналитическими и синтетическими. Например, суждение «Человек — существо разумное» составлено аналитически, путем разбора самого понятия о человеке: в нем самом находится признак разума и поэтому этот признак может быть извлечен из него самого. Возьмем другое суждение: «Человек не ангел». Это суждение образовано синтетическим способом, так как здесь признак человека — (он) не ангел, извлечен не из разбора самого понятия человек„ а из сравнения этого понятия с другим самостоятельным понятием.

В зависимости оттого, что утверждается или отрицается в суждениях: 1) принадлежность признака предмету, 2) отношение между предметами или 3) факт существования предмета, они делятся соответственно, во-первых, на атрибутивные суждения; во-вторых, на суждения с отношениями; в-третьих, на суждения существования (эк­зистенциальные).

Атрибутивные или категорические суждения в свою очередь де­лятся по качеству на утвердительные и отрицательные и по количеству на единичные, частные и общие. Любое суждение имеет качественную и количественную характеристику. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по качеству и ко­личеству. В соответствии с этой классификацией суждения делятся:

Во-первых, на общеутвердительные — А. Это суждение общее по объему и утвердительное по качеству: «Все S есть Р».

Во-вторых, на общеотрицательные суждения — Е. Это суждение общее по количеству и отрицательное но качеству: «Ни одно S не есть Р» («ни один преступник не должен избежать наказания»).

В-третьих, на частноутвердительные суждения — I. Это суждение частное по количеству и утвердительное по качеству: «Некоторые S есть Р» («некоторые студенты отличники «).

В-четвертых, на частноотрицательные суждения — 0. Это суждение частное по количеству и отрицательное по качеству: «Некоторые S не есть Р» (»Некоторые студенты не являются отличниками»).

Для удобства запоминания отношений между атрибутивными (катего­рическими) суждениями используют такое наглядное средство, как «логический квадрат» Логический квадрат выражает отношения с точки зрения истинности и ложности между общеутвердительными (А), частноутвердительными (I), общеотрицательными (Е) и частноотрицательными (0) суждениями. Каждая линия на этом квадрате изображает опре­деленное отношение между двумя видами суждений. Верхняя линия есть отношение между А и Е — противоположность (контрарность); нижняя линия — отношение между I и 0 — частичная совместимость (субконтрарность); две вертикальные линии (стороны) квадрата — отношение между А и I (левая), Е и 0 (правая) — подчинение; диагонали — от­ношения между А и О, Е и I — противоречие (контрадикторность).

Логический квадрат был предложен византийским философом Михаилом Псёллом в  веке. Логический квадрат предполагает, что связка “есть” суждения употребляется в экзистенциальном смысле.

Более подробно речь о простых атрибутивных (категорических) суждениях пойдет в последующих лекциях, где детально рассмотрим различия между суждениями по способу образования (аналитические и синтетические суждения), по объему и содержанию, по связи между субъектом и объектом, по степени достоверности, с какою мы опре­деляем эту связь. Кроме простых суждений, суждения делятся еще и на сложные.

Сложным называется суждение, которое включает в качестве составных частей другие суждения, связанные логическими связками – конъюнкцией, дизъюнкцией, или импликацией. Конъюнкция (союз, связь) — сложное суждение, образованное с помощью союза «и». Дизъюнкция (разобщение, обособление) — сложное суждение, образованное с помощью союза «или», выражающего альтер­нативность, выбор. Импликация (сплетение, «тесно связываю») — сложное суждение, образованное с помощью связки «если . то».

Простые и сложные суждения, подвергаются различным логическим операциям, преобразованиям в виде обращения, превращения, противопоставления субъекту и противопоставление предикату. В процессе преобразования суждений действуют определенные закономерности. Преобразование суждений имеет существенное значение в процессе мышле­ния. Анализ различных видов преобразования показывает, что пере­ход от одной формы мышления к другой не может быть сделан произ­вольно. Эти переходы имеют свои границы, свои законы, о которых пойдет разговор в следующих лекциях.

Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, практике, называется выводным, а сам процесс его получения — выведением или умозаключением.

Умозаключение — это еще одна ступенька познавательной дея­тельности, более сложная форма мышления в сравнении с понятием и суждением.

Умозаключение — это такое логическое действие, посредством которого из двух или нескольких суждений мы получаем новое сужде­ние. Каждое умозаключение состоит из трех понятий, образующих три суждения, а именно: два понятия, взаимное отношение которых нам неизвестно, и третье понятие, отношение которого к двум пре­дыдущим нам известно, например, если нам неизвестно отно­шение между понятиями S и Р, но известно отношение Р и М, то из этих данных мы можем вывести заключение об отношении S и P. Отсюда формулу умозаключения можно записать так:

Краткий конспект лекций по курсу «Логика»

Предмет и значение логики.

Понятие «логика» может использоваться в разных значениях, в данном курсе мы будем рассматривать логику как науку о правильных формах мышления (формальная логика). Формальная логика отличается от других разновидностей логического знания (математическая логика, диалектическая логика и т.д.). Формальная логика имеет дело не с содержанием человеческого мышления, а с теми формами, при помощи которых мышление осуществляется. Можно провести аналогию между логическими формами, посредством которых осуществляются рассуждения, и литературными формами, посредством которых осуществляется литературное творчество. Поэтому следует различать правильность рассуждения (т.е. его соответствие логическим критериям) и истинность рассуждения (т.е. его соответствие действительности). Знание формальной логики позволяет избежать ошибок в рассуждении, как случайных (вызванных незнанием или недостаточным знанием), так и преднамеренных (совершаемых с целью обмана, манипуляции сознанием и т.п.). Изучаемый нами вариант формальной логики возникает в Древней Греции, в которой большое внимание уделялось устным выступлениям и умению ясно и убедительно излагать свою точку зрения. Изучение логики было призвано предостеречь от ошибок в рассуждении и неправильного использования языка. Использование логических знаний может быть неосознанным, стихийным (по аналогии с использованием речи, трудовыми навыками и т.д.) и осознанным (человек сознательно выстраивает свои рассуждения в соответствии с правилами логики).

Логическое мышление человека тесно связано с языком и осуществляется при помощи языковых средств. В наиболее общем виде язык может быть рассмотрен как определенная знаковая система, функционирующая по определенным правилам и обладающая сложной структурой. Языки могут быть естественными (возникшими стихийно) и искусственными (специально созданными для определенных целей, например, язык эсперанто или языки программирования).

Среди основных функций языка можно выделить следующие: описание (сообщение о положении дел в реальности), эмотивная функция (выражение чувств), нормативная (принуждении сделать что-либо), декларативная (изменение реальности), обещание (принятие обязательств), оценка (выражение отношения к чему-либо). (См. Ивин А.А. Логика). В реальной языковой практике высказывание может не сводиться к одной из этих функций, но может выполнять сразу несколько функций, функции могут замещать друг друга и т.д.

Понятие как форма мышления.

Понятие является одной из форм мышления, при помощи которого мышление выделяет определенный фрагмент реальности (который выступает в качестве предмета нашего мышления или рассуждения). В качестве предмета мышления могут выступать различные объекты, их свойства, а также отношения между ними. Важно проводить различие между самим понятием и языковой формой его выражения (слово или словосочетание, при помощи которого понятие обозначается в языке). Примеры понятий: дерево, студент, наука и др.

Важнейшими характеристиками понятия являются его объем (т.е. те явления или предметы, которые соответствуют понятию в реальности) и содержание (совокупность признаков или свойств, которыми обладают явления или предметы, которые соответствуют понятию в реальности). Следует помнить о различии между существенными (без которых предмет не может существовать в качестве такового) и случайными признаками.

Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия. Если объём понятия увеличивается, то уменьшается его содержание; если объём понятия уменьшается, то увеличивается его содержание.

В зависимости от их объема и содержания выделяют следующие виды понятий (наиболее часто встречающиеся классификации):

1. Единичные, общие, с нулевым объемом, с неопределенным объемом.

2. Собирательные и разделительные.

3. Конкретные и абстрактные

4. Положительные и отрицательные.

5. Относительными и безотносительными и др.

Логическая характеристика понятия – раскрытие его объема и содержания понятия (с указанием вида понятия по объему и содержанию).

По своему содержанию понятия могут быть сравнимыми (в содержании имеются общие признаки) и несравнимыми (в содержании отсутствуют общие признаки).

Сравнимые понятия могут быть совместимыми (объемы понятий обладают общими признаками) и несовместимыми (объемы понятий не обладают общими признаками).

Соотношения между объемами понятий обычно обозначаются при помощи кругов Эйлера.

Существует несколько вариантов совместимых отношений между понятиями:

1. Полная совместимость (тождество).

2. Частичная совместимость (пересечение).

Существует несколько вариантов несовместимых отношений между понятиями:

2. Противоположность (с наличием промежуточных понятий).

3. Противоречие (дихотомия).

3. Логические операции с понятиями.

С понятиями можно осуществлять следующие логические операции:

Обобщение – логическая операция перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. Увеличение объёма понятия сопровождается уменьшением его содержания (убирается один из признаков понятия).

Ограничение – логическая операция перехода от понятия с большим объёмом к понятию с меньшим объёмом. Уменьшение объёма понятия сопровождается увеличением его содержания.

Пределом обобщения понятий выступают категории (предельно общие понятия, не определяющиеся через другие понятия). Пределом ограничения понятий выступают единичные понятия.

Деление — логическая операция раскрытия объема понятий, перечисление ближайших видовых понятий при помощи определенного основания (признака). Обычно выделяют делимое понятие, члены деления, основание деления.

Следует различать логическое деление (деление на виды) и аналитическое деление (деление на части). При логическом деление члены деления сохраняют признаки делимого понятия, при аналитическом делении члены деления не сохраняют признаки делимого понятия.

1. Деление должно осуществляться по одному признаку

2. Деление должно быть соразмерным (совпадение объемов делимого понятия и членов деления) (распространенные ошибки – неполное деление, наличие лишних членов деления)

3. Члены деления должны исключать друг друга

4. Деление должно быть непрерывным (от понятий с большим объемом – к понятиям с меньшим объемом)

Разновидности деления – дихотомическое деление (по наличию или отсутствию видообразующего признака); классификация (естественная или искуственная) – деление, при котором каждый вид (класс) занимает определенное место. котором

Определение — логическая операция раскрытия содержания понятия. При определении выделяется определяемое понятие и определяющее (дефиниция). Определение может быть явным (стандартный вариант – определение через родо-видовое отличие) и неявным (остенсивное, контекстуальное, генетическое, функциональное, через отношение к противоположности, операциональное).

1. Совпадение объемов определяемого и определяющего понятий. Часто встречающиеся ошибки – слишком узкое или слишком широкое определения.

2. Понятие не должно определяться через самое себя или через свои производные («круг в определении», тавтология).

3. По возможности не должно быть только отрицательным.

4. Должно быть ясным и недвусмысленным, не должно содержать метафор, образов, оценок.

5. Не следует определять неизвестное понятие через другое неизвестное.

4. Суждение как форма мышления.

Суждение – форма мышления, в которой что либо утверждается или отрицается о предмете мысли.

Термины суждения: субъект (предмет суждения), предикат (то, что утверждается или отрицается о предмете суждения), глагол-связка (есть, является, суть) — в повседневной речи обычно пропускается (логическая структура может не совпадать с грамматической).

Основные виды суждений: атрибутивные, отношения, существования (экзистенциальные).

Суждения различаются: по качеству (утвердительные и отрицательные), количеству (общие и частные).

Общеутвердительные суждения (A): все S суть P.

Общеотрицательные суждения (E): ни одно S не есть P.

Частноутвердительные суждения (I): некоторые S суть P.

Частноотрицательные суждения (O): некоторые S не сеть P.

Термин суждения считается распределенным если его объем взят полностью, т.е. полностью включен или исключен из объема другого термина.

Общая схема распределеност итерминов в суждении: субъект суждения распределен в общих суждениях, предикат – в отрицательных.

Отношения между суждениями по логическому квадрату:

Отношения противоречия (A-O, E-I): суждения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными. Если одно является истинным, то другое ложно, и наоборот.

Отношения противоположности (контрарности) (A-E): не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными. Если одно истинно, то другое ложно, но не наоборот.

Отношения частичной совместимости (подпротивности, субконтрарности) (I-O): суждения не могут быть одновременно ложными ,но могут быть одновременно истинными. Если одно из них является ложным, то другое является истинным.

Отношения подчинения (A-I, E-O): истинность подчиняющего (общего) суждения обуславливает истинность подчиняемых, но не наоборот.

Следует помнить, что истинность суждения описания определяется его соответствием реальности, а суждения оценки – соответствием идеалу.

Модальность суждения – характеристика суждения в зависимости от степени устанавливаемой им достоверности, т. е. от того, утверждается ли в нём возможность, действительность или необходимость чего-либо.

В зависимости от их модальности различают суждения возможности, действительности и необходимости.

5. Сложные суждения.

Сложные суждения состоят из нескольких простых суждений, соединенных специальными логическими союзами. Логическое значение (истинность или ложность) сложных суждений определяется: 1) логическим значением простых суждений, входящих в сложное; 2) характером логической связки, соединяющей простые суждения.

Выделяют следующие сложные суждения:

Соединительные суждения (суждения конъюнкции): используется союз «и» pq.

Источники: http://studopedia.su/16_24970_kratkiy-konspekt-lektsiy-po-kursu-logiki.html, http://gigabaza.ru/doc/25348.html, http://studfiles.net/preview/2438842/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *