Разрешена ли реклама пива

Если вы производите или реализуете пиво, то наверняка задавались вопросом: можно ли мне его рекламировать? А если можно, то как и где?

Изменения в Закон «О рекламе», вступившие в силу с 22 июля 2014 года, сняли полный запрет на рекламу пива, и до января 2019 года реклама пива ограниченно разрешена.

Кто может рекламировать пиво:

индивидуальный предприниматель или юридическое лицо,
производитель либо продавец.

Где можно рекламировать пиво:

  • в периодических печатных изданиях кроме обложки, первой и последней страницы газет и журналов;
  • на телевидении и радио во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), а также на телеканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, кроме детско-юношеских спортивных мероприятий;
  • в местах розничной продажи алкогольной продукции. Внимательно отнеситесь к рекламе в торговых центрах, поскольку местом реализации алкогольной продукции считается не все здание ТЦ, а только определенная торговая площадь. Поэтому аудиореклама пива, транслируемая на весь ТЦ, запрещена;
  • в спортивных сооружениях и на расстоянии 100 метров от них, но только в период проведения официальных спортивных мероприятий. Такая реклама пива допускается только словесными обозначениями: исключительно наименование производимой продукции (например, товарный знак «Кулер Лайм») или наименование производителя (например, бренд «Балтика»).

Где нельзя рекламировать пиво:

  • в Интернете (в социальных сетях, в контекстной рекламе). Рекламораспространителем в таком случае будет признан администратор доменного имени (Разъяснение УФАС №АК/29977 от 13.09.2012 г. « О рекламе в Интернете » ).
  • на первой и последней полосах газет и первой и последней страницах и обложках журналов;
  • в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
  • в телепрограммах и радиопрограммах, за исключением трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок, кроме детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера);
  • при кино- и видеообслуживании;
  • на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования (кроме мест розничной продажи алкогольной продукции);
  • с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
  • в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

Особые условия рекламы пива

На рекламу пива также распространяются и иные требования статьи 21 Закона «О рекламе», касающиеся алкогольной продукции. Например, обязательна предупредительная надпись о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, которая должна составлять не менее 10% от рекламной площади (пространства).

А вот безалкогольное пиво не подпадает под понятие алкогольной продукции, поскольку содержит в себе не более 0,5 процента этилового спирта в объеме готовой продукции. Следовательно, его можно рекламировать без ограничений, установленных статьей 21 Закона «О рекламе». Экспертным советом по рекламе при ФАС России такая позиция была подтверждена на заседании 9 октября 2015 года, где рассматривался вопрос о рекламе на ТВ безалкогольного пива Bud. Впоследствии эта позиция нашла отражение в Письме ФАС от 15.06.2016 №СП/40322/16 «О рекламе безалкогольного пива».

Часто спрашивают: «Я напишу в рекламе, что продаю пенные, разливные напитки, буду избегать любого упоминания пива, а если меня спросят, что я рекламирую, то отвечу, что квас. Это тоже пенный напиток» (вариации — свежее разливное, прохладительные напитки на разлив). Такое оправдание не пройдет, если основной ассортимент ваших продаж — пиво. А если вы продаете квас, то и пишите про квас. Любые попытки переубедить антимонопольщиков в обратном бесполезны, они еще и могут обернуться против вас. В комиссиях УФАС работают специалисты, которых подобными объяснениями не проведешь, и многочисленные примеры из практики этому подтверждение.

Ответственность за рекламу пива

Отвечают за нарушение рекламы пива рекламодатель и рекламораспространитель. Штрафы за рекламу пива составляют от 100 000 рублей до 500 000 рублей.

Американский хмель высшего качества!

С некоторых пор пиво в России считается алкогольным напитком, в связи с чем на него распространилось множество запретов, включая запрет на рекламу. К счастью, в 2014 и 2015 годах законодатели несколько смягчили закон в отношении пива.

Так, на 2016 год пиво можно рекламировать почти везде, но с оговорками. Самая неприятная оговорка в том, что большинство послаблений в законе о рекламе временны, и после проведения в России кубка FIFA, с 1 января 2019 года, будут аннулированы.

Стоит отметить, что под пивом мы понимаем и само пиво, и пивные напитки.

Что такое реклама?

Реклама – это любое сообщение, формирующее у потребителя представление о преимуществе продукта.

Не имеет значения, была ли оплачена публикация или нет, она все равно будет де-юре рекламой, если может сформировать у потребителя положительное отношение к бренду.

Позитивные отзывы о предприятиях, производящих пиво, считаются рекламой пива.

Рекламу пабов и баров, в которых явно отражается направленность заведений, в последнее время ФАС расценивает как рекламу пива и алкоголя.

Где можно рекламировать пиво

1. В печатных СМИ на любой полосе кроме первой и последней (кроме обложки)

2. На телевидении и радио во время прямых трансляций или в записях спортивных мероприятий (за исключением детско-юношеских каналов и спортивных соревнований с участием детей).

3. На теле- и радиоканалах, специализирующихся на спортивной тематике

4. В местах розничной продажи пива (внутри помещений). Запрещено размещать рекламу пива на рекламных конструкциях (баннеры, доски объявлений), транспортных средствах, а также снаружи и внутри помещений, не предназначенных для розничной продажи пива.

5. В местах проведения спортивных мероприятий и в пределах 100 метров от таких мест, но только во время проведения официальных спортивных мероприятий и с помощью словесных обозначений. К примеру, изображена не бутылка с этикеткой сорта, а только название сорта и/или производителя.

Обращаем внимание, что в сети Интернет реклама пива полностью запрещена – это относится к контекстной рекламе, баннерам, социальным сетям. Исключение – сайты производителей.

Также по аналогии можно пробовать размещать рекламу пива на сайтах оптовиков, дистрибьюторов, магазинов, баров, но в этом случае много зависит от позиции конкретных сотрудников ФАС и судей.

Как можно рекламировать пиво

1. С обязательной предупредительной надписью о вреде чрезмерного потребления алкоголя, которая занимает не менее 10% рекламного пространства. Если речь идет о рекламном ролике, такая надпись, занимающая 10% экрана, должна присутствовать на протяжении всего ролика.

2. Не используя в рекламе образы животных и людей.

3. С соблюдением прочих положений закона о рекламе, включая положения о рекламе алкогольной продукции.

Безалкогольное пиво, которое алкогольной продукцией по факту не является, можно рекламировать где угодно и как угодно, не ориентируясь на статью 21 федерального закона «О рекламе».

Можно ли писать о пиве в интернете и СМИ так, чтобы называть сорт и производителя, и чтобы это не считалось рекламой?

Теоретически да. Если…

1) Вы пишете о пиве в рамках экспертного обзора, в котором рассказывается о НЕСКОЛЬКИХ сортах РАЗНЫХ производителей.

2) Вы пишете экспертные обзоры рынка, и в нем упоминается несколько производителей.

3) Вы называете победителей профессиональных конкурсов (обязательно указывайте если не всех, то хотя бы несколько победителей и участников от разных производителей).

4) Вы пишете о предприятиях, производящих пиво, если эти тексты не формируют представление о преимуществах для потребителя.

В этом пункте есть много тонких моментов. Например, есть два текста о модернизации завода N. В одном написано, что модернизация дает заводу возможность нарастить производство в 3 раза. В другой – что модернизация позволила улучшить фильтрацию пива. Первое сообщение не будет рекламой – увеличение объемов производства не влияет на потребительские качества продукта. Второе сообщение – будет считаться рекламой.

5) Вы рекламируете услуги производителей и дистрибуторов пива для юридических лиц (надежные поставки, гибкая оплата, помощь в работе с ЕГАИС), но необходимо внимательно следить, чтобы эти услуги не были связаны с качеством продукта для конечного потребителя.

Штрафы за нарушение положений о рекламе пива

Индивидуальный предприниматель за нарушения порядка рекламы пива получит штраф на сумму от 4 до 20 тыс. рублей, а вот для юридического лица размер санкций на порядок выше: от 100 до 500 тыс. рублей.

Об общих для алкоголя принципах законного размещения рекламы рассказывала ФАС.

Рекламу алкоголя, и в частности пива, регламентирует закон № 38-ФЗ. Антимонопольная служба строго следит за исполнением установленных правил. Поэтому, владельцы магазинов разливного пива, должны проявлять находчивость, чтобы и рекламу разместить и на штраф не нарваться.

Что нельзя в рекламе пива

Пиво — очень сложный товар для рекламы. Если магазин раскручен, уже наработана аудитория, торговля пивом идет на ура, реклама может и не понадобиться. Но если необходимо привлечь новых клиентов, чтобы повысить продажи, без рекламы вам не обойтись. Особенно такая нужда актуальна, если вы недавно открылись. Нужно донести информацию до людей, о новом магазине, и сделать это нужно правильно.

  • Нельзя убеждать, что употребляя пиво, можно подняться по карьерной лестнице, достичь невероятных высот в спорте, и в личной жизни.
  • Нельзя вводить в заблуждение, «говоря» что пиво излечит от каких-либо болезней. Или напротив — что пиво полезный напиток, содержащий множество витаминов и минералов.
  • Нельзя осуждать тех, кто не пьет пиво.
  • Нельзя обещать, что вашим пивом можно утолить жажду.
  • Нельзя рекламировать пиво, для несовершеннолетней аудитории.
  • Запрещено использовать образы людей и животных.

Где реклама запрещена

Запретные места для размещения рекламы алкогольных напитков, четко перечислены законом. А именно:

  • Запрещено размещать на первой и последней полосе журнала или газеты.
  • Внутри и снаружи транспорта.
  • Телевидение, радио и интернет — тоже под запретом.
  • На рекламных конструкциях и зданиях.
  • Нельзя размещать рекламные баннеры, ближе стометрового расстояния, от медицинских, детских, спортивных и образовательных учреждений.

Как можно рекламировать

Несмотря на все сложности рекламирования алкогольной продукции, именно реклама может привлечь новых покупателей в пивной магазин, и дать хороший толчок развитию вашего бизнеса. Поэтому рекламировать можно и нужно, проявляя смекалку в рамках правил.

1. Реклама пива в торговой точке
Можно свободно рекламировать пиво, в своей торговой точке. На территории магазина, вы можете проводить любые промоакции, при условии, что не привлекаете к участию несовершеннолетних. Заметим, что если ваш магазин находится в торговом центре, то реклама не должна размещаться за пределами вашей точки.

2. Реклама магазина
Вы можете рекламировать свой магазин, а не продаваемое пиво. Такая реклама не запрещена законом.

3. Интересная вывеска
Наружную рекламу для магазинов разливного пива, использовать нельзя ни в каком виде. Но вывеска — вполне легальна и даже обязательна. При размещении вывески тоже есть свои правила, о них читайте здесь . Также можно использовать штендер , к которому тоже есть ряд требований.

4. Сайт или группа в социальных сетях
Если не рекламировать, а информировать о товаре, который вы продаете. К примеру, на своем сайте или в группе. То это не будет подпадать под Закон «О рекламе». По той причине, что вы просто делитесь информацией с подписчиками. При размещении информации на сторонних ресурсах, вы можете рекламировать, например свой магазин, а не пиво.

Нужно помнить, что вы должны выделить 10% рекламной вывески, под предупреждение о вреде алкоголя.

Еще одна сложность в рекламе пива – также заключена в законе, нормы которого не всегда однозначны, и могут быть истолкованы по-разному. Ваши маркетинговые идеи легальные на первый взгляд, на самом деле, могут выходить за рамки дозволенного. Например, неправильно размещенную вывеску, можно определить как рекламу. В таком случае, ее размещение будет регламентироваться законом о рекламе. Если произошло подобное нарушение, то предписание «Убрать», лучше выполнить, иначе придется платить штраф от 100 до 500 тыс. руб.

Источники: http://www.intellectpro.ru/press/works/gde_mozhno_reklamirovat_pivo/, http://profibeer.ru/beer/13658/, http://amp.lidosgroup.ru/blog-stati/173-kak-izbezhat-shtrafa-za-reklamu-piva.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *