Теория и практика делового общения юриста

Понятие и особенности делового общения

Эффективность профессиональной деятельности юриста во многом зависит от успешного проведения деловых бесед, консультаций, совещаний, переговоров, телефонных разговоров, которые занимают значительную часть рабочего времени. Знание методики организации и проведения различных видов делового общения, учет особенностей каждого вида, соблюдение основных правил поведения позволяют находить оптимальные решения в конкретной ситуации, с честью и достоинством выходить из затруднительных положений.

Деловое общение — такое взаимодействие людей, которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. п.), т. е. цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения (в отличие от личностного общения). Его участники, как правило, официальные, должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности. Специфической особенностью делового общения является регламентированность, т. е. подчинение установленным правилам и ограничениям. В деловом общении существуют принятые стандарты поведения, которые определяются должностными правами и обязанностями работника, традициями данного коллектива, видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными обычаями.

Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета, отражающего накопленный опыт, нравственные установки и вкусы определенных социальных групп. Деловой этикет включает правила приветствия и представления, регламентирует поведение во время беседы, переговоров, на приеме, за столом; предписывает, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку и т. д. Большое внимание в этикете уделяется внешнему виду деловых людей, их одежде, умению управлять отрицательными и положительными эмоциями, манере разговаривать. Деловой этикет включает две группы правил:

нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);

установления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам независимо от личных симпатий и антипатий.

Регламентированность включает также правила речевого этикета — разработанных обществом норм языкового поведения, типовых этикетных речевых оборотов, помогающих собеседникам установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку.

Регламентированность делового общения означает и ограниченность его определенными временными рамками. Как правило, деловые встречи имеют строгий регламент, а чтобы отведенное время было использовано эффективно, важно четко определить круг обсуждаемых проблем и тщательно подготовиться к встрече.

Важная особенность делового общения — это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и частным лицом и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой и принятой ролью. Порой люди, связанные между собой родственными, дружескими, интимными отношениями, забывают об этом. В присутствии других сотрудников, посторонних лиц они ведут себя фамильярно, переходят на «ты», используют неуместные в официальной обстановке выражения, что ставит должностное лицо в неловкое положение, наносит ущерб его репутации.

К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его результат. Деловое общение во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела, а его участников ожидает удел неудачников (увольнение с работы, финансовые убытки и т. п.). Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, верность слову, организованность, соблюдение нравственно-этических норм и принципов, адекватное поведение.

Деловое общение требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов). Поскольку деловое общение связано с определенной профессиональной деятельностью людей в конкретной области, от его участников требуется хорошее знание языка своей специальности.

направление подготовки 40.03.01 – Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

курс __4_____________, семестр_7_________2015/2016 гг.

Количество часов по учебному плану 72, в т.ч. аудиторная работа 36 ч. (лекций — 10ч., семинарских занятий – 24 ч., КСР — 2), самостоятельная работа студентов 36ч.

Преподаватель: д.филол.н., профессор Баишева З.В.

Кафедра: теории государства и права

  1. Аудиторная работа
  1. Тестовый контроль

Вопросы для проведения зачета:

1. Профессиональные коммуникации юриста, понятие делового общения.

2. Условия эффективной речевой коммуникации.

3. Невербальные средства общения.

4. Слово в речи юриста.

5. Требования, предъявляемые к речи юриста: точность, понятность, чистота, правильность речи.

6. Выразительность речи как способ убеждающего воздействия.

7. Тропы как средство речевой выразительности (сравнения, метафоры, эпитеты, ирония и др.).

8. Понятие риторических фигур (антитеза, инверсия, вопросно-ответный ход, риторический вопрос, повтор, градация и др.).

9. Беседа как разновидность делового общения, виды деловой беседы, этапы проведения, подготовка к беседе.

10. Консультирование как специфическая форма делового общения в юридической практике, этапы консультирования, приемы нейтрализации психологических барьеров в ходе консультирования.

11. Деловое совещание как самостоятельный вид деловой коммуникации, правила подготовки и проведения служебных совещаний.

12. Деловые переговоры, стили ведения переговоров, основные этапы и методы ведения переговоров.

13. Понятие ораторского искусства. Основы полемического мастерства (спор, дискуссия, полемика; искусство спора, основные правила его ведения).

14. Подготовка и произнесение публичной речи (взаимодействие оратора с аудиторией, учет особенностей аудитории при подготовке выступления).

15. Подготовка и произнесение публичной речи (приемы привлечения внимания, юмор в устном публичном выступлении).

16. Публичная лекция на правовую тему.

17. Основы речевого воздействия (приемы воздействия на собеседника, убеждение и манипуляция в процессе речевого воздействия).

18. Основы речевого воздействия (специфика манипулятивного воздействия, демагогия как средство речевого воздействия).

19. Судебная речь как процесс (особенности судебной речи, характеристика судебной аудитории, этика судебного оратора).

20. Предъявление доказательств в судебной речи.

21. Логические основы убедительности судебной речи.

22. Психолого-риторические аспекты убеждения.

23. Подготовка оратора к выступлениям в судебных прениях.

24. Условия и факторы, определяющие содержание судебных речей.

25. Особенности обвинительной речи.

26. Отличительные признаки защитительной речи.

27. Официально-деловой стиль, его функции, стилевые и языковые черты.

28. Композиция юридических документов.

29. Научный стиль, его функции, стилевые черты, языковые характеристики, подстили.

30. Оформление курсовых, дипломных работ.

ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. Особый вид общения, который реализуется в совместной профессиональной деятельности, определяющий уровень развития языковой личности человека, формирование коммуникативного поведения в коллективе, — это:

а) деловое общение;

б) речевая коммуникация;

г) деловая беседа.

2. По мнению М.В. Ломоносова

а) оратор – достойный муж, искусный в речах. Человек – гражданин, мыслитель. Он за общее благо, высшую справедливость. Человек мысли и дела;

б) умение быть оратором достигается выполнением ряда требований: «нужно знать предмет, о котором говоришь…; нужно знать родной язык… нужно не лгать»;

в) оратор должен быть «добросердечным и совестным человеком»; гражданином, т.е. «ежели его народ любит за его заслуги»; искренним; знатным «породою или чином»; имеющим жизненный опыт; должен, как искусный боец, «умечать в то место, где не прикрыто…»;

г) оратор – муж, одаренный умом от природы, украшенный изящными и разнообразными знаниями… Стилист.

3. По словам А.Ф. Кони, «лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого»:

4. Автором работы «Советы лекторам» является

5. Просьба, обращенная к деловому лицу и требующая его решения, — это:

в) гарантийное письмо;

6. Закончите предложение: Индуктивный метод преподнесения материала — это

а) изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах;

б) расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу;

в) изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам;

г) последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

7. Изложение фактических обстоятельств дела должно быть представлено в полном объеме в

а) защитительной речи

в) обвинительной речи

г) обвинительной и защитительной речи

8. Укажите, какая часть судебной речи необходима, чтобы помочь слушателям восстановить в памяти картину совершенного преступления, акцентировать их внимание на основных моментах.

а) Изложение фактических обстоятельств дела;

б) характеристика личности подсудимого;

в) анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления;

г) обоснование квалификации преступления.

9. В этом функционально-смысловом типе текста излагаются сведения о составе, строении предмета, особенностях личности:

г) повествование с элементами рассуждения.

10. Правильность – коммуникативное качество речи, заключающееся в

а) ее соответствии нормам современного русского языка;

б) ее доходчивости, понятности для адресата;

в) подборе и организации средств языка, которые больше всего подходят для ситуации высказывания, отвечают задачам и целям общения;

г) отсутствии всего лишнего, не относящегося к содержанию.

11. Логическая операция установления истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений — это

12. Логическая операция, при которой тезис обосновывается непосредственно аргументами без привлечения каких-либо противоречащих тезису допущений, — это

а) косвенное доказательство;

б) прямое доказательство;

13. Доказывается не тот тезис, который был выдвинут первоначально, — это логическая ошибка:

а) круг в доказательстве;

б) ложное основание;

в) предвосхищение основания;

г) подмена тезиса.

14. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов:

а) слабый – средний – сильный;

б) сильный – средний – самый сильный;

в) самый сильный – средний – слабый;

г) слабый – слабый – средний.

15. Публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента; борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу:

16. Художественное определение, позволяющее более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления, – это средство выразительности, называемое

17. Фигура речи, построенная на противопоставлении:

а) риторический вопрос;

18. Стиль международных договоров, государственных актов называется:

19. Судебная речь отличается от всех других видов публичной речи тем, что она

а) более конкретна;

в) менее информативна;

г) всем, что перечислено выше.

20. Факторы, способствующие эффективному общению, — это:

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

2. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов: учебное пособие для бакалавров. – [Электронный ресурс] — М.: Изд-во Юрайт, 2012.

3. Риторика: учебник для бакалавров / под общ. Ред. В.Д. Черняк. – М.: Изд-во Юрайт, 2013.

4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: учебное пособие. – М.: Норма, 2012.

Дополнительная литература:

1. Александров Д.Н. Риторика: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.

2. Андреев В.И. Деловая риторика (Практический курс делового общения и ораторского мастерства). – М.: Народное образование,1995.

3. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – М.: Прогресс, 1992.

4. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

5. Баишева З.В. Риторика: Курс лекций. — Уфа: УЮИ МВД России, 2000.

6. Баишева З.В. Риторика для юристов: учебное пособие. – Уфа: БашГУ, 2010.

7. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник. — СПб., 2001.

8. Ватман Д.П. Адвокатская этика / Д.П. Ватман. — М., 1977.

9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

10. Веселов В.П. Современное деловое письмо. – М.: Изд-во стандартов, 1990.

11. Веселов В.П. Аксиомы делового письма. – М.: Маркетинг, 1993.

12. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – М.: Высшая школа, 2007.

13. Волгин Б.Н. Деловые совещания. – М.: Мысль, 1991.

14. Волгин Б.Н., Полянская Е.Е. Деловой телефон. – М.: Радио и связь, 1987.

15. Волков А.А., Фадеева Е.А. Воплощение замысла в лекции. (Серия: Лекторское мастерство. 1989. №7). — М.: Знание, 1989.

16. Гаврилов В.В. Слово государственному обвинителю: Поддержание государственного обвинения в уголовном суд. — Саратов: Изд-во «Слово», 1998.

17. Гаррис Р. Школа адвокатуры: руководство к ведению гражданских и уголовных дел. – Тула: Автограф, 2001.

18. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М.: ИНФРА-М, 2006.

19. Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М.: Высшая школа, 1988.

20. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М.: Международные отношения, 1993.

21. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М.: гнозис, 2003.

22. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. — М., 2000.

23. Зарецкая Е.Е. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2002.

24. Ивин А.А. Теория аргументации: учебное пособие. – М., 2000.

25. Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство: учебное пособие для вузов. – М., 2004.

26. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М.: Флинта: Наука, 2001.

27. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. – М.: ИНФРА-М, 2009.

28. Кокорев Л.Д. Котов Д.П. Этика уголовного процесса: Учебное пособие. — Воронеж, 1993.

29. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.

30. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе //Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8т. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1967. Т.4. С. 33-69.

31. Кони А.Ф. Заключительные прения сторон в уголовном процессе // Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8 т. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1967. Т.4. С. 358-370.

32. Кони А.Ф. Советы лекторам // Об ораторском искусстве. М.: Политиздат, 1973.

33. Кохтев Н.Н. Курс русской риторики. — М., 2001.

34. Кузьмина Н.В. Искусство убеждать // Труд. Контакты. Эмоции. Л., 1980.

35. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2009.

36. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. — Ростов-на-Дону, 1995.

37. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

38. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М.: Экономика, 1993.

39. Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов. – М.: «Уникум Пресс», 2002.

40. Леонов Н.И. Психология делового общения: учебное пособие. – М.: Психолого-социальный институт, 2002.

41. Масарский М. Убеждающее слово. — М.: Молодая гвардия, 1979.

42. Матвиенко Е.А. Судебная речь: Учебное пособие. — Минск, 1972.

43. Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. – М.: Дело, 2000.

44. Михайлов М.М. Стилистика русской речи. — Чебоксары, 1968.

45. Михайловская Н.Г., Одинцов. В.В. Искусство судебного оратора. – М.: Юридическая литература, 1981.

46. Михальская А.К. Основы риторики. — М.: Дрофа, 2001

47. Михальская А.К. Русский Сократ: курс лекций. — М.: Дрофа, 2001.

48. Новиков Л.А. Искусство слова. — М.: Педагогика, 1991.

49. Орлов Ю.К. Основы теории доказательств в уголовном процессе: научно-практическое пособие. – М., 2000.

50. Основы речевой коммуникации: учебник / под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2005.

51. Перельман Х., Олбрехт-Тытека Л. Новая риторика: Трактат об аргументации // Язык и моделирование социального взаимодействия. — М., 1987.

52. Петров О.В. Риторика: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

53. Порубов Н.И. Риторика: учебное пособие. – Минск, 2004.

54. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: ИНФРА-М; Высшая школа, 1997.

55. Резниченко И.М. Основы судебной речи: Учебное пособие. — Владивосток, 1976.

56. Риторика или ораторское искусство / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

57. Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. — М., 1988.

58. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. – Тверь: Фамилия, 1995.

59. Руднев В.Н. Риторика. Деловое общение: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2014.

60. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. – Тула: Автограф, 2000.

61. Судебные прения по уголовным делам: Учебное пособие. — Казань, 1992.

62. Федоров А.И. Образная речь. — Новосибирск: Наука, 1985.

63. Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972.

64. Чудинов А.П. Умение убеждать: практическая риторика. — Екатеринбург, 1995.

65. Шведов И.А. Искусство убеждать. — Киев, 1986.

66. Шилова К.А. Телефонные разговоры делового человека. – М.: Арсис лингва, 1993.

Юристу необходимо знать, что общение имеет свои закономерности. Общение как разновидность юридической деятельности включает в себя ряд этапов.

Для успешного общения юристу необходимо обеспечивать последовательное прохождение этапов процесса общения

1. Установление контакта — достижение состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержания взаимосвязи. Психологический контакт — начальная фаза общения, в процессе которой происходит взаимная увязка целей и интересов партнеров по общению, обеспечивающая их дальнейшее взаимопонимание. Установление психологического контакта есть целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей. В основе контакта лежит умение понять цели, интересы партнера и способность продемонстрировать ему, что ваши цели совпадают или близки.

Психологическое содержание контакта — процесс адаптации субъекта к субъекту: адаптация к новой роли, «принимаемость» в данном общении; адаптация к новой системе взаимоотношений и стилю поведения партнера; взаимная адаптация ценностно-ориентировочных наборов.

Структура психологического контакта включает несколько элементов.

(1) Прогнозирование общения и формирование модели партнера. Главная задача этапа — сбор информации о партнере по общению.

В тех случаях, когда возможна предварительная подготовка к контакту, сбор информации целесообразно вести по следующим направлениям:

* общая характеристика (пол, возраст, социальное положение и т.п.);

* ближайшее социальное окружение;

* склонности, интересы, привычки;

* манера общения, речевые, мимические, топомимичекие стереотипы;

* привычные и запретные темы общения.

В тех случаях, когда предварительное изучение партнера невозможно, сбор информации осуществляется в процессе наблюдения за его поведением, реакциями в общении с другими людьми.

На основе собранной информации формируется стратегия предстоящего, т.е. как и в какой ситуации целесообразнее начать общение с данным человеком. При этом необходимо учитывать несколько требований:

* начальная фаза, действия должны предполагать обязательное развитие;

* необходимо формировать у партнера заинтересованность в общении с вами, предлагать темы, интересные для него;

* ваша позиция должна быть немного ниже той, которую мы предлагаем партнеру (дать ему возможность взглянуть сверху вниз), это способствует заинтересованности партнера в продолжении общения.

(2) Создание внешних условий, облегчающих установление контакта, т.е. выбор времени, места, ситуации, обеспечивающих реализацию намеченной стратегии поведения.

(3) Проявление внешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта, т.е. формирование образа и его демонстрация партнеру. Цель этапа — снять у партнера предубеждение и заинтересовать предстоящим общением.

(4) Оценка психического состояния, отношения партнера к начавшемуся общению. Источник: мимические, топомимические, проксемимические знаки, речь, интонации партнера.

(5) Устранение помех в общении. Помехи могут возникать в результате:

* формирования в процессе адаптации у сотрудника или у партнера отрицательной установки к предстоящему общению (для сотрудника — мобилизовать волевые ресурсы, сломать установку; для партнера — сменить стиль поведения);

* непонимание партнером сути предлагаемого поведения, формирование конфликта (два варианта: первый — обострить конфликт и тем самым заставить партнера продолжать взаимодействие (вариант «Вокзала для двоих»); второй — снять конфликт);

* психическое состояние партнера затрудняет общение (депрессия, тревога, фрустрация, эйфория). Необходимо переключить внимание партнера на другой объект, тем самым снизить эмоциональное возбуждение.

(6) Стимулирование интереса к продолжению общения.

2. Информационный обмен — передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями.

3. Побуждение партнера к активному обмену информацией.

4. Координация общения — согласование планов, действий, позиций юриста с партнером по общению.

5. Установление взаимопонимания — понимание смысла сообщаемой информации. Но главное — понимание партнерами намерений, установок, переживаний, целей и т.д.

6. Эмоциональное воздействие — побуждение в партнере нужных эмоциональных состояний, приведение его реакций к специфике общения.

7. Установление отношений — определение взаимных позиций, правил, принципов взаимоотношений, условий и взаимных уступок.

8. Регуляция поведения партнера — изменение поведения (намерений, решений, установок, представлений партнера в контексте взаимодействия.

Последовательное прохождение этих этапов общения является одним из условий оптимизации делового общения юриста, т.е. обеспечения достижения целей юридической практики. Более того, сами эти этапы играют роль условий эффективного общения.

Для успешного профессионального общения юристу необходима коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность — это знание юристом норм и правил общения, а также владение его технологией. Она невозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми — коммуникативных способностей, т.е. способностей владеть инициативой в общении, проявлять активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, формировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции в общении.

Способность общаться с субъектами юридической деятельности реализуется в умениях. Под умениями понимаются двигательные, умственные и другие сознательные психические действия, которые выполняются быстро, правильно, при слабой концентрации внимания на способах их выполнения в любых условиях обстановки.

188.130.138.98 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники: http://studref.com/461046/pravo/vidy_obscheniya_yuridicheskoy_praktike, http://megaobuchalka.ru/5/20240.html, http://studopedia.ru/10_216951_etapi-protsessa-delovogo-obshcheniya-yurista.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *