Задачи антикоррупционного воспитания юриста

Антикоррупционное воспитание является составной частью нравственного воспитания вообще. Воспитательная работа в органах внутренних дел регламентируется приказом МВД России № 80 от 11.02.2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (III, 27-61.3). В соответствии с указанным Приказом, воспитательная работа в органах внутренних дел является основным видом морально-психологического обеспечения, представляющим собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности (Приложение №1 к приказу, п.4.6). Антикоррупционное воспитание как составляющая часть входит во все основные направления воспитательной работы, а именно: патриотическое, правовое и профессионально-нравственное воспитание (Приложение №1 к приказу, п.28). Последнее направление касается антикоррупционного воспитания в наибольшей степени.

Фактически все заметные авторитеты в области нравственного воспитания исходили и исходят из того, что нравственное воспитание личности осуществляется тройственным путем: как 1) целенаправленный процесс, как 2) формирование ее под влиянием объективных условий жизни, как 3) самовоспитание. Социальная среда накладывает заметный отпечаток на антикоррупционное воспитание и антикоррупционное поведение. Это обусловлено как особенностью морального поведения вообще, так и спецификой собственно антикоррупционного воспитания. Своеобразие последнего в том, что оно осуществляется повсеместно и постоянно, не зная пространственно-временных границ. Пока человек жив, он находится под моральным влиянием (положительным или отрицательным) окружающей среды. Вольно или невольно мы всегда подвергаем моральной оценке все, что нас окружает.

Специфика антикоррупционного воспитания заключается также и в том, что в значительной мере оно осуществляется как бы исподволь, само по себе, без назиданий, менторства и морализирования. Решающую роль в антикоррупционном воспитании сотрудника органов внутренних дел играют личный пример авторитетных людей (в первую очередь это его прямые и непосредственные начальники), морально-психологический климат коллектива, весь уклад его профессиональной и бытовой жизнедеятельности.

Вместе с тем важное место в антикоррупционном воспитании может и должно занимать моральное принуждение, которое может проявляться как моральное осуждение со стороны коллектива, командира, начальника, так и как самопринуждение и самоосуждение. Что же такое антикоррупционное воспитание? Антикоррупционное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у человека антикоррупционных знаний, а также соответствующих моральных потребностей, убеждений, качеств и чувств, выражающихся в устойчивых нормах поведения, отвечающих антикоррупционному идеалу.

Стержнем антикоррупционного воспитания является интерироризация, т.е. перевод антикоррупционных требований общества во внутренние моральные установки и убеждения каждого сотрудника. Став таковыми однажды, они послужат верным компасом в его последующей жизни. В этом смысле об антикоррупционном воспитании можно говорить как о двуедином процессе. С одной стороны, оно предполагает формирование у сотрудника органов внутренних дел необходимых знаний (например, правовых основ формирования и обеспечения антикоррупционного поведения) и представлений соответствующем моральном идеале, о нравственном и безнравственном поведении, о моральных принципах и нормах. С другой стороны, антикоррупционное воспитание заключается в создании у человека глубокой внутренней потребности поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными им элементами нравственного сознания.

Формирование антикоррупционно-ориентированного сотрудника — непрерывный процесс по привитию человеку 1) антикоррупционных знаний; соответствующих 2) моральных убеждений; 3) качеств и чувств; 4) моральных потребностей и привычек. Все эти направления и представляют собой задачи антикоррупционного воспитания.

Исходным этапом антикоррупционного воспитания является доведение до сознания сотрудников антикоррупционных знаний. В строгом смысле данный этап следует отнести к обучению. Однако вполне понятно, что для того, чтобы сотрудник поступал должным образом, он должен знать, что именно является коррупционно-опасным поведением, каковы его виды, что представляет собой этический конфликт и этическая неопределенность и т.д.

Следует отметить, что в применительно к воспитательному процессу собственно-антикоррупционные и профессионально-этические знания совпадают; так, профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника формально является одной из частей «Кодекса профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (статьи 22-28).

Применительно к системе антикоррупционного воспитания в органах внутренних дел особое значение имеют такие понятия профессиональной этики как «служебный долг», «профессиональная честь», «личное достоинство сотрудника». Часто эти понятия служат в качестве критериев самооценки сотрудника. Человек выстраивает свою линию антикоррупционного поведения исходя из своего представления о профессиональной чести, служебном достоинстве, гражданском и служебном долге. Если поступок или его последствия противоречат представлениям человека о чести долге, достоинстве, то он не позволит себе совершить данное действие. И, соответственно, полное совпадение мотивов поступка и представлений о предполагаемых его результатах служит мощным стимулом решительных, энергичных и бескомпромиссных действий, в том числе связанных с риском для жизни и здоровья.

Хорошее знание профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел — предпосылка и условие успешного антикоррупционного воспитания. Сотрудники должны хорошо представлять себе, как влияют их действия (или бездействие) на окружающих, уметь безошибочно определять моральные последствия своих поступков, помнить о необходимости поддержания должного морально-психологического климата в служебном коллективе, уметь силой нравственного авторитета оказывать влияние на сослуживцев и граждан. Все это требует хорошего знания профессионально-этической теории, овладев которой сотрудник приобретет не только верного союзника в решении служебных задач, но и обогатит себя духовно.

Важной задачей антикоррупционного воспитания является формирование у сотрудников прочных моральных убеждений. Моральные убеждения (наряду с политическими, правовыми, эстетическими, религиозными) самым решительным образом влияют на все стороны деятельности и поведения человека. Они представляют собой те укоренившиеся в сознании принципы, нормы и идеалы, которым он считает необходимым следовать. Именно они определяют линию антикоррупционного поведения сотрудника, выступая в своей совокупности в качестве мотивов. Сотрудник, обладающий должными моральными убеждениями, никогда не позволит себе злоупотребление служебным положением, стяжательство и коррупционное поведение. Если такой сотрудник является руководителем, то он не позволит себе того, что считает непозволительным для подчиненных.

Одной из главных задач антикоррупционного воспитания является привитие сотруднику моральных качеств и чувств. Моральные качества сотрудника выступают уже как свойства его характера и открывают типичные черты его поведения. Моральные качества личности сотрудника, в том числе и антикоррупционной направленности, являются важным элементом нравственной ценности личности. По сложившейся в этике традиции, нравственные качества классифицируются по трем группам: 1.Качества, отражающие отношение человека к обществу (патриотизм, гуманизм, гражданское мужество, национальная гордость и др.). 2.Качества, характеризующие отношение личности сотрудника к другим и самому себе (коллективизм, личное достоинство, скромность, требовательность, человечность, самокритичность, искренность, верность, великодушие и др.). 3. Качества, связанные с отношением человека к собственному труду (трудолюбие, доброжелательность, инициативность, настойчивость, целеустремленность, трудовая активность, стремление повышать профессиональные навыки и др.).

Моральные качества имеют общезначимый характер. Легко заметить, что развитие моральных качеств всех трех групп имеет самое непосредственное отношение к моральным качествам антикоррупционной направленности. Сотрудник, допускающий элементы коррупционного поведения в своей профессиональной деятельности, уже профессионально деформирован. Это значит, что у него сложились определенные моральные установки в отношении а) общества, б) самого себя и в) собственного труда. Сотрудник органов внутренних дел, сознательно нарушающий антикоррупционные моральные и юридические нормы, тем самым ставит себя выше их, а значит — выше профессионального сообщества и общества как такового.

Процесс формирования у сотрудников антикоррупционных моральных качеств неотделим от воспитания нравственных чувств. Ни человеческого существа, ни сознания нет без эмоций. Эмоциональная сфера жизни людей — их настроения, мотивы, побуждения выражают устойчивое отношения к общественным явлениям, другим людям, труду, к самому себе. Формирование нравственных чувств есть не что иное как формирование эмоционального поведения, культуры чувств. Коррупционное поведение — свидетельство вялости чувств, лености души, частичного ее омертвения. Сотрудник, не способный подчинить свои чувства, эмоции, побуждения интересам общего дела, коллектива — легкая добыча коррупции. Он рано или поздно морально деградирует. Неудивительно, что именно из среды людей с ущербной сферой нравственных чувств выходят антиобщественные субъекты — коррупционеры, правонарушители, преступники. Большинство моральных качеств и чувств сотрудников имеет профессиональное значение. Недостаточный уровень их развития может явиться основанием для вывода о непригодности сотрудника к службе в органах внутренних дел. Не случайно в обращении Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России Р.Г.Нургалиева сказано: «…есть жесткие требования приказов, уставов, боевых распоряжений, но есть область более тонких человеческих отношений, которые невозможно предусмотреть в рамках циркуляров. Труд миллионного коллектива всякий раз может быть перечеркнут, если нет понимания высокой меры ответственности, которую берет на себя человек, надевающий форму милиции…» Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23 августа 2005 г.. Именно ввиду профессиональной важности моральных качеств для сотрудника многие из них изложены в нормативных актах (Присяге, Кодексе профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Дисциплинарном уставе органов внутренних дел, ряде приказов и указаний МВД России и др.).

Формирование моральных чувств антикоррупционной направленности сотрудника органов внутренних дел неотделимо от формирования нравственных привычек. Формирование соответствующих нравственных привычек есть, по существу, завершающий этап антикоррупционного воспитания. Приобретение сотрудником антикоррупционных привычек — вот результат всей предшествующей воспитательной работы. Он выражается в устойчивых антикоррупционных нормах поведения не только на службе, но и в быту — ведь по настоящему освоенным можно считать только то, что вошло в быт, привычки, культуру вообще.

Психологическое назначение привычек — упрощение и облегчение деятельности и поведения человека. По словам А.С.Макаренко, назначение нравственной привычки не в том, чтобы вовремя вспомнить, как следует себя повести, но в том, чтобы человек физически не смог отступить от того, что велят ему долг и совесть. Антикоррупционные привычки — базовый пункт поведения сотрудника. Они основаны на простых законах нравственности, элементарных нормах морали. Антикоррупционные привычки выступают либо как моральные требования к личности, либо (и чаще!) как моральное побуждение, мотив. В.В.Путин отмечал, что «нет такой таблетки от коррупции: раз проглотил — и вы здоровы» Цит. по: Качкина Т.Б., Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование: Методические рекомендации / Качкина Т.Б., Качкин А.В. — Ульяновск, ОАО «Областная типография “Печатный двор”», 2010. — с 55.. Поэтому формирование нравственных привычек есть важнейшая и неотъемлемая часть системы антикоррупционного воспитания.

Наконец, следует отметить, что процесс антикоррупционного воспитания предполагает и формирование моральных потребностей сотрудника, направленных на нравственное совершенствование, стремление к моральному идеалу и высоконравственному поведению как устойчивой черте характера, желание творить добро, приносить общественную пользу. Должным образом сформированные моральные потребности выступают побудителями нравственной деятельности сотрудника, его активной общественной и профессиональной позиции. Формирование нравственных потребностей сотрудников органов внутренних дел может вообще рассматриваться как отдельная актуальная задача, стоящая перед органами внутренних дел. Ведь обладая развитыми моральными потребностями, человек находится в состоянии творческого подъема, а это не может не сказаться на профессиональной деятельности. В таком случае сотрудника глубоко волнуют не только дела его служебного коллектива, но и деятельность всего народа по преобразованию российского общества. Такой сотрудник непримирим ко всему, что препятствует прогрессу, а в первую очередь — к коррупции во всех ее формах и видах.

В соответствии с Приказом МВД России от 11.02.2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» при проведении воспитательной работы решаются следующие основные задачи, в русле которых следует вести антикоррупционное воспитание сотрудников:

  • — формирование у сотрудников верности своей стране — Российской Федерации, Присяге сотрудника органов внутренних дел и профессиональному долгу;
  • — воспитание сотрудников в духе неуклонного соблюдения законов Российской Федерации, законов страны и приказов Министра внутренних дел;
  • — укрепление авторитета органов внутренних дел среди населения и повышения престижа полицейской службы на основе эффективного выполнения оперативно-служебных задач при строгом соблюдении прав человека и гражданина, норм служебной дисциплины, законности и профессиональной этики;
  • — выработка и развитие у сотрудников комплекса морально-психологических качеств патриота, гражданина и профессионала службы в органах внутренних дел, культуры поведения в сочетании с высоким уровнем правового сознания;
  • — поддержание на высоком уровне сплоченности служебных коллективов, морально-психологической готовности сотрудников к выполнению задач по обеспечении безопасности личности, общества и государства, защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств;
  • — формирование у сотрудников стремления овладевать профессиональными знаниями, навыками и умениями, совершенствовать профессиональное мастерство, знать и содержать в готовности к применению табельное оружие и специальную технику;
  • — развитие коммуникативной компетентности сотрудников, практических навыков и умений профессионально-грамотного общения с гражданами при исполнении служебных обязанностей и вне службы.

Таковы содержание, некоторые особенности и основные задачи антикоррупционного воспитания сотрудников органов внутренних дел. Следует констатировать: антикоррупционное воспитание является важной составной частью системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности.

Ответьте на следующие вопросы:

Существует ли антикоррупционное законодательство, учитывающее специфику образовательной системы?

1. Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».

2. Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».

3. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008г. №273-ФЗ.

4. Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» от 13.04.2010г. №460.

5. Поручения Правительства РФ от 30.12.2008 г. № СС-П16-7710 и от 15.01.2009 № СС-П4-126.

6. Поручение Правительства РФ от 06.03.2009 № СС-П16-1239.

7. Закон Ставропольского края от 04.05.2009 N 25-кз (ред. от 27.02.2012) «О противодействии коррупции в Ставропольском крае» (принят Государственной Думой Ставропольского края 22.04.2009).

Наиболее значимые аспекты антикоррупционных образования и пропаганды, напрямую касающиеся образовательных учреждений Ставропольского края, изложены в статье № 5 Закона Ставропольского края от 04.05.2009 №25-кз (ред. от 27.02.2012) «О противодействии коррупции в Ставропольском крае».

Статья 5. Антикоррупционные образование и пропаганда

1. Для решения задач по формированию антикоррупционного мировоззрения, повышению уровня правосознания и правовой культуры в образовательных учреждениях Ставропольского края в устанавливаемом порядке организуется изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности.

2. Организация антикоррупционного образования осуществляется органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

3. Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов, содержанием которой являются просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитания у граждан чувства гражданской ответственности, укрепления доверия к власти.

4. Организация антикоррупционной пропаганды осуществляется органом исполнительной власти Ставропольского края, проводящим на территории Ставропольского края государственную информационную политику, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края во взаимодействии с государственными органами, правоохранительными органами и общественными объединениями.

Необходима ли система антикоррупционного воспитания в ОУ? С какой возрастной категории следует начинать воспитание антикоррупционного мировоззрения?

В ОУ необходима сиситема антикоррупционного воспитания.

Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.

Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.

Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;

антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;

обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;

педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Выделим ряд задач, последовательно решаемых в образовательном учреждении. Понятие «коррупция» вводится и объясняется в процессе преподавания права и обществоведения. Особого смысла вводить это понятие раньше не существует.

Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. В связи с тем, что в начальной школе особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, то антикоррупционное воспитание может строиться на анализе отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка. Это позволяет определить основную задачу антикоррупционного воспитания как формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с хранителями порядка. С нашей точки зрения, это базовая задача системы антикоррупционного воспитания. Если человек убежден, что хранитель порядка всегда будет действовать по правилам, то он не будет нарушать правила и предлагать взятки за их нарушения. К сожалению, большинство граждан нашей страны уверено, что любой хранитель порядка (милиционер, учитель, директор) готов за личные услуги обойти существующие правила. В связи с этим возникает необходимость введения особого раздела в содержание воспитания 1–4-х классов: «Хранители порядка». В рамках этого раздела педагоги будут знакомить детей с различными профессиями и должностями, носители которых являются хранителями порядка, и правилами взаимодействия с людьми этих профессий. Помимо информационно-просветительского блока особое внимание следует обращать на привлечение учащихся к поддержанию порядка в классе. Учащимся предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением порядка. Наиболее простое поручение из них – это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил. Подчинение дежурному, отказ от угроз и подкупа дежурному будет показателем формирования уважительного отношения к хранителю правил. Создание системы ролевых игр будет способствовать закреплению этой роли, выращиванию человека, который гордится тем, что он является хранителем правил, сам их соблюдает и не позволяет нарушать эти правила никому даже в случае подкупа и угрозы. При этом учитель должен быть примером, выступать в качестве основного хранителя правил школьной жизни и независимо от того, как к нему относятся учащиеся класса, не позволять их нарушать. Кроме этого, в жизни класса должно быть как можно меньше ситуаций, когда делается исключение из правил. Особенно важно не нарушать правила для поощрения деятельности учащегося (к примеру, мы нарушим правила и закончим урок пораньше, потому, что вы себя хорошо вели). Учащиеся должны понимать, что учитель не сам придумывает и меняет правила жизни, а выступает в качестве хранителя общих правил жизни, принятых в обществе.

В 5–7-х классах возможно решение более сложной проблемы, направленной на формирование совместного создания и сохранения правил. Необходимо, чтобы к концу 7-го класса большинство учащихся обладали практическими навыками по организации взаимодействия друг с другом на основе соблюдения правил. Это позволяет в систему и содержание воспитательной работы в 5–7-х классах добавить новый раздел: «Организаторы порядка». Ведущей технологией реализации этого раздела будет организация коллективной творческой деятельности.

В 8–9-х классах возникает необходимость осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. Для этого необходимо создание ситуаций, в которых учащиеся обретают опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. Это позволяет в рамках системы воспитания добавить еще один раздел под названием «Успех без нарушений». В рамках этого раздела помимо информационно-просветительной составляющей, направленной на изложение способов честного решения проблем, создаются ситуации решения жизненных проблем на основе индивидуального выбора. Основная задача представляется достаточно сложной: демонстрация учащимися эффективности жизнедеятельности по существующим нормам и правилам. Ведущей формой воспитательной работы становится деловая игра, в ходе которой учащиеся самостоятельно решают поставленную задачу. Элементом социальной практики может стать организация ученического самоуправления в классе, увеличение числа поручений для учащихся класса с определенными властными полномочиями. Важным элементом антикоррупционного воспитания становится система практикумов по овладению навыками вне коррупционного решения проблем. Желательно, чтобы составной частью этих практикумов стали реальные жизненные ситуации. В процессе этой работы происходит осознание учащимися основных способов жизнедеятельности и решения жизненных проблем. Одной из них становится проблема взаимодействия с представителями власти.

В работе с учащимися 9–11-х классов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи учащиеся на уроках права и обществоведения подробно изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В процессе внеурочной деятельности особое внимание обращается на проведение дискуссий по данной теме, способствующих выявлению жизненной позиции учащихся по данному вопросу.

3. Какие меры наиболее действенны в борьбе с коррупцией: законодательные, социальные, воспитательные? Обоснуйте свой ответ

Антикоррупционные меры составляют комплекс экономических, социальных, административных и других мер

общее оздоровление экономики

создание законодательной базы

прозрачность и подотчетность государственного бюджета

усовершенствования системы государственной службы

реформа заработной платы чиновников

прозрачная приватизация, тендерные процедуры

пересмотр уголовного законодательства и ответственности за коррупцию (установление запретов на занятие в дальнейшем государственных должностей тем, кто был уличен в коррупции, конфискация имущества, заключение под стражу).

изменения мировоззрения населения

проведение широкой пропаганды о разрушающем воздействии коррупции на экономику и общество

воспитание в обществе нетерпимости к коррупции

проведение опросов и публикация их результатов и широкое информирование граждан

правовое просвещение населения.

 Поскольку коррупция, как правило, заключается во взаимовыгодной сделке, в её разоблачении не заинтересована ни одна, ни другая стороны, и раскрытие соответствующих преступлений затруднено. Главное в их предупреждении и обнаружении – контроль за доходами и расходами различных категорий лиц, выполняющих государственные функции и приравненных к ним, предотвращение и пресечение различных злоупотреблений по службе. Акцент должен делаться на предупреждении коррупции.

Необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятийно механизма и принятие новых законодательных актов.

Борьба с коррупцией должна быть освобождена от бюрократических пут. Следует ввести принцип: если чиновнику предъявляется обвинение в коррупции, и доказывается факт коррупции, он несёт ответственность по предъявленному обвинению с обязательным увольнением с должности и невозможностью его работы на аналогичных должностях в органах государственной власти в дальнейшем. Эта мера наказания должна быть обязательной по всем видам коррупции, в том числе – административным и дисциплинарным нарушениям.

Выявление коррупционных правонарушений – это обязанность органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Расследование и разбирательство обвинений в коррупции должно быть возложено только на органы судебной власти: прокуратуру – дознание и предварительное следствие, уголовное и обвинение от имени государства; суд – судебное разбирательство по делам, представленным прокурором, или по жалобе потерпевших на решение, принятое прокурором.

Важнейший принцип борьбы с коррупцией – гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, осуществляющих борьбу с коррупцией; привлечение к этой деятельности средств массовой информации, общественности, как граждан, так и общественных формирований; создание обстановки нетерпимости, осуждения и аморальности любого факта проявления коррупции всех уровней.

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Николаев Сергей Михайлович

В качестве направлений реализации антикоррупционного воспитания предложено интегрирование знаний изучаемых дисциплин, а также вовлечение слушателей в общественно значимую деятельность в рамках учебной и внеучебной практик.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Николаев Сергей Михайлович,

The content of anti-corruption education at higher school

The article is devoted to anti-corruption education at the university as one of the areas of the state anti-corruption strategy. The possible way of realization of the anti-corruption education system is integration of various disciplines knowledge, as well as the involvement of students into socially significant activities within the curriculum and extracurricular practices.

Текст научной работы на тему «Направления антикоррупционного воспитания в вузе»

С.М. НИКОЛАЕВ, доцент Направления

Псковский юридический институт антикоррупционного

ФСИН России воспитания в вузе

В качестве направлений реализации антикоррупционного воспитания предложено интегрирование знаний изучаемых дисциплин, а также вовлечение слушателей в общественно значимую деятельность в рамках учебной и внеучебной практик.

Ключевые слова: антикоррупционное воспитание, нетерпимость к коррупции, антикоррупционная стратегия государства, персонифицированное понимание коррупции.

Истинные масштабы коррупции в современном обществе объективно оценить очень сложно. Поражает тот факт, что у более чем половины россиян, согласно проводимым опросам, имеется личный опыт передачи взятки различным должностным лицам. Таким образом, несмотря на стремление российских граждан жить в правовом государстве, Россия остается страной с высоким уровнем латентной преступности. Как показывают исследования, наиболее проблемными в этом отношении являются правоохранительная сфера, здравоохранение, образование, муниципальное управление.

Снижение уровня коррупции представляется нелегким и весьма длительным процессом. Изучение проблемы свидетельствует о том, что неприятие коррупции зиждется не на страхе быть наказанным за совершенное преступление, а на воспитании общечеловеческих ценностей. «Бог вложил в человека инстинкт самосохранения. Но если снимаются контрольные функции разума, если ослабляется человеческая воля, если под этими контрольными функциями разума исчезает мировоззренческая основа, то инстинкт захватывает человека, и он становится неспособным бороться с искушениями» [1].

Необходимо отметить, что в настоящее время реализация антикоррупционной стратегии нашего государства осуществляется по следующим основным направлениям [2]:

— обеспечение участия институтов граж-

данского общества в противодействии коррупции;

— расширение системы правового просвещения населения;

— модернизация гражданского законодательства;

— дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

— совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

— периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, при-нимаемыхпо ее предупреждению и по борьбе с ней;

— совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;

— распространение ограничений,запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности;

— повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции.

Обобщая перечисленные выше основные направления реализации антикоррупционной стратегии государства, мы прихо-

Высшее образование в России • № 1, 2012

дим к выводу о необходимости организации антикоррупционного воспитания в вузе. Представляется, что таковое целесообразно реализовывать формальным и неформальным способами. Формальное воспитание представляет собой включение антикоррупционного воспитания в общеобразовательные программы, реализуемые вузом. Что касается неформального воспитания, то оно подразумевает мероприятия по патриотическому воспитанию, конференции, экскурсии, различные формы вне-учебной практики.

Основная цель программ антикоррупционного воспитания — формирование неприятия к коррупционным преступлениям и персонифицированного понимания коррупции. Задачи антикоррупционного воспитания:

1) познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями;

2) поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции;

3) продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;

4) вносить свой вклад в выполнение заданий, формулируемых в общих программах и образовательных стандартах:

• проявлять на деле соответствующие ценностные установки (уважение к демократическим ценностям, неравнодушие ко всему происходящему, честность, ответственность за свои действия, совершенствование социальной, познавательной и культурной компетенции и т.д.);

• расширять свои личностные и профессиональные возможности (общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность; действовать творчески, инициативно, осмысленно; сотрудничать, конструктивно разрешать разногласия и конфликты; принимать участие в жизни вуза, местной общественности, при необходимости брать на себя роль лидера и т. п.).

В практике организации учебного процесса вуза можно применять различные формы антикоррупционного воспитания. Так, можно вводить дополнения в тематические планы преподаваемых дисциплин и в выбор специальных курсов. Темы должны быть напрямую связаны с коррупцией; это легко организуется, не занимает много времени на занятии. Другая форма антикоррупционного воспитания состоит в том, чтобы на основе анализа определить, с какими базовыми ценностями связано явление коррупции, и вносить соответствующие коррективы в ход учебных занятий.

Необходимо отметить, что первая форма проще организуется и контролируется. Второй способ основывается на методах социального воспитания, требующих применения в течение длительного времени. Тем, кто выбирает этот способ, надо удостовериться, что все преподаватели социальных предметов ознакомлены с целями антикоррупционного воспитания, его содержанием и возможностями.

Наиболее эффективной для использования в вузе является интегрированная система антикоррупционного воспитания, предусматривающая межпредметные связи и различные аспекты рассматриваемой проблемы. В основе разработанной нами программы интегрированной системы антикоррупционного воспитания лежит принцип персонификации, трактуемый как осознание и принятие гражданином ответственности за коррупционные преступления.

Способы получения и предоставления информации в процессе антикоррупционного воспитания могут быть весьма разнообразными: лекции, анализ проблемных статей, отчетов работы правоохранительных органов, исторических источников, а также специальных исследований, посвященных коррупции в России и за рубежом; беседы с различными людьми (сотрудниками правоохранительных органов, свиде-

телями, политиками, государственными служащими, потерпевшими) и др.

От организаторов учебных занятий по проблематике антикоррупционного воспитания требуется особое мастерство и специальная подготовка. Последнее вызвано тем, что информирование слушателей о коррупционных проявлениях при отсутствии конкретных антикоррупционных целей учебного занятия может содержать опасность сформировать у них желание ознакомиться с соблазнами коррумпированного поведения и соответствующими факторами риска. В связи с этим при построении занятия о коррупции следует сохранять чувство меры, не забывая о том, что основная цель занятия — выработка персонифицированного понимания коррупционного поведения. При этом от слушателя требуется:

1) понимание предоставляемой информации (уместно использование статистических данных уровня коррупционной преступности, социально-политических аргументов и примеров возможных коррупционных последствий);

2) усвоение и запоминание материала (учащиеся должны самостоятельно определять коррупционные преступления и выстраивать возможные последствия их совершения, учиться принимать грамотные правовые решения в повседневной жизни и на работе);

3) принятие информации лично для себя (установки бывают особенно сильными, если они не навязываются, а формируются в процессе интенсивного обдумывания и всестороннего анализа материала).

Действенным методом антикоррупционного воспитания оказывается вовлечение слушателей в общественно значимую деятельность в рамках различных видов практики.

Преподаватели, занимающиеся антикоррупционным воспитанием, зачастую сталкиваются с уже сформировавшимися противоположными установками, которые

блокируют информацию о негативных последствиях коррупции. Для того чтобы избежать этого, информацию следует подавать оригинальным, необычным способом и аргументированно для каждого отдельного слушателя.

С моральной точки зрения хороший или плохой поступок определяется в зависимости от его последствий: не причиняет ли данный поступок боль другим людям, не наносит ли он им ущерба, не нарушает ли справедливости (равенства, беспристрастности). Кроме того, качество поступка может оцениваться и согласно его интенциям: поступок осуждается, если тот, кто его совершил, сознательно стремился причинить зло (даже если последствия не были отрицательными), и может быть оправдан, если совершивший этот поступок человек стремился к добру.

Формирование персонифицированного понимания коррупционного поведения следует расценивать как систематический процесс, включенный в ежедневную учебную деятельность слушателей. Программа антикоррупционного воспитания предусматривает возможность расширения проектов, связанных с несколькими изучаемыми дисциплинами или дополнительной воспитательной деятельностью. Предпочтение должно отдаваться тем предметам, которые поощряют и развивают взаимопонимание учеников.

Следует отметить, что построение обучения и воспитания на системе жестких запретов и правил изначально ведет к отторжению получаемых знаний. Коррупция, как и преступная деятельность в целом, — это вопрос выбора каждого человека. Задача заключается в том, чтобы создать предпосылки, условия для выбора, который соответствовал бы интересам общества. Кроме того, оценивая возможные результаты конкретного выбора, надо рассматривать все возможные варианты и последствия, то есть обучаемые должны научиться критически воспринимать и оценивать свое поведение.

Высшее образование в России • № 1, 2012

Таким образом, антикоррупционное воспитание в высшем учебном заведении является одним из направлений антикоррупционной стратегии государства и заключается в формировании у студентов неприятия коррупционных преступлений персонифицированного понимания ими коррупции как неприемлемого и аморального деяния.

1. Выступление Святейшего Патриарха Кирил-

ла на встрече с коллективом Счетной палаты Российской Федерации. URL: http:// www.patriarchia.ru/ db/ text/996355.html

2. Национальная стратегия противодействия

коррупции: утв. Указом Президента Российской Федерации от ІЗ апреля 20І0 г. № 460.

NIKOLAEVS. THE CONTENT OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION AT HIGHER SCHOOL

The article is devoted to anti-corruption education at the university as one of the areas of the state anti-corruption strategy. The possible way of realization of the anti-corruption education system is integration of various disciplines knowledge, as well as the involvement of students into socially significant activities within the curriculum and extracurricular practices.

Key words: anti-corruption education, intolerance against corruption, state anticorruption strategy, personalized understanding of corruption.

Информация для авторов

К публикации принимаются статьи с учетом профиля и рубрик журнала объемом до 0,5 а. л. (2О ООО знаков), в отдельных случаях до 0,75 а. л. (ЗО ООО знаков). Текстовый редактор — Word, шрифт — Times New Roman, размер шрифта — 11, интервал — 1,5. Сложные рисунки, графики и таблицы должны быть сделаны с учетом формата журнала (136 (ш) х 206 (в) мм).

В статье должны быть указаны следующие данные.

Сведения об авторах:

• фамилия, имя, отчество всех авторов полностью (на русском и английском языке);

• полное название организации — место работы каждого автора в именительном падеже, страна, город (на русском и английском языке).

• ученая степень, звание, должность;

• адрес электронной почты;

Название статьи (не более пяти слов). Приводится на русском и английском языке.

Аннотация и ключевые слова на русском и английском языке (тексты, переведенные электронным способом, рассматриваться не будут!).

Источники: http://studwood.ru/929030/pravo/soderzhanie_antikorruptsionnogo_vospitaniya_zadachi, http://doc4web.ru/pedagogika/antikorrupcionnoe-vospitanie.html, http://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-antikorruptsionnogo-vospitaniya-v-vuze

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *